Упражнение 425 - ГДЗ Русский язык 8 класс. Бархударов, Крючков. Учебник

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

422 423 424 425 426 427 428

Вопрос

Выберите год учебника

№425 учебника 2023-2024 (стр. 215):

Объяснительный диктант. Сформулируйте главную мысль текста. Оза­главьте его. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст, аргументируйте свой ответ. Запишите текст под диктовку. Устно объясните расстановку знаков пре­пинания. При самопроверке составьте схемы предложений с обособленными обсто­ятельствами, определениями и приложениями.

     На Порогах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий, ныне небольшой город, которому перевалило за тысячу лет. В этом городе вы себя чувствуете так, словно перенеслись в эпоху былинных богатырей... Здесь всё поразительно: бесконечная гладь озера, высокие стены, башни и переходы, огромные купола, вздымающи­еся в небо... Недаром К. С. Станиславский вместе со своими друзьями-артистами приезжал сюда, чтобы почувствовать колорит старины, ощутить себя современником давно отшумевших3 дней.

     Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец2 из крестьян, одаренный могучей волей, честолюбивый, много повидавший на своем веку, начитанный, обладавший худо­жественным вкусом. Удалённый из Москвы за приверженность к патриарху Никону, Иона Сысоевич затеял в Ростове огромное строительство. ...Иона Сысоевич, конечно, хорошо знал о звонницах столицы, понимал, какую торжественность вносят колокола в жизнь.

     Летняя звонница ростовского Успенского собора, построенная в 1682 году зодчим Петром Досаевым, обладала поразительными акустическими особенностями: звуки колокола распространялись не вверх, а по горизонтали. ...Приходившие и приезжавшие в Ростов попадали в атмосферу праздничного великолепия.4

(Е. Осетров. "Живая древняя Русь")


№425 учебника 2011-2022 (стр. 200):

Найдите обращения. Чем они выражены? Спишите, расставляя знаки препина­ния. Как называется поэтический прием, использованный в этих предложениях?

     1) Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч | (А. Пушкин) 2) Синие горы Кавказа приветствую вас | (М. Лермонтов) 3) О пер­вый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей | (А. Фет) 4) Ветер пой ветер вой на просторе | Я дорогою сказочной мчусь | Всю от моря тебя и до моря вижу я узнаю тебя Русь | (А. Твар­довский) 5) Клён ты мой опавший клён заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой |5 (С. Есенин) 6) Безмолвное море лазурное море открой мне глубокую тайну свою | (В. Жуковский) 7) Спасибо ветер! Твой слышу стон | (Н. Рубцов) 8) Край ты мой | родимый край | Конский бег на воле | В небе крик орлиных стай | Волчий голос в поле | Гой ты родина моя! Гой ты бор дремучий | Свист полночный соловья Ветер степь да тучи | (С. Есенин)

Подсказка

№425 учебника 2011-2022 (стр. 200):

Вспомните материал о обращениях.

Ответ

№425 учебника 2023-2024 (стр. 215):

     Заголовок: Ростов Великий.

     Основная мысль текста: красота Ростова и Ростовского архитектурного ансамбля.

     Текст относится к публицистическому стилю, поскольку написан доступным, простым языком, эмоционален, автор выражает в нём свои чувства и эмоции, материал излагается последовательно, логично; цель текста - оказать воздействие на читателя, привлечь внимание читателей к Ростову, зародить у них желание посетить Ростов.

     На Порогах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий, ныне небольшой город, которому перевалило за тысячу лет. (Уточнения выделяется запятыми) В этом городе вы себя чувствуете так, словно перенеслись в эпоху былинных богатырей... (Запятая стоит между частыми сложного предложения) Здесь всё поразительно: бесконечная гладь озера, высокие стены, башни и переходы, огромные купола, вздымающи­еся в небо... (Двоеточие стоит после обобщающего слова, перед однородными членами предложения; запятые стоят между однородными подлежащими) Недаром К. С. Станиславский вместе со своими друзьями-артистами приезжал сюда, чтобы почувствовать колорит старины, ощутить себя современником давно отшумевших дней. (Первая запятая разделяет простые предложения в составе сложного, вторая стоит между однородными сказуемыми)

     Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец из крестьян, (запятая стоит между однородными определениями) одаренный могучей волей, (запятая стоит между однородными определениями) честолюбивый, (запятая стоит между однородными определениями) много повидавший на своем веку, (запятая стоит между однородными определениями) начитанный, (запятая стоит между однородными определениями) обладавший худо­жественным вкусом. Удалённый из Москвы за приверженность к патриарху Никону, Иона Сысоевич затеял в Ростове огромное строительство. (Запятая стоит после определения, стоящего перед именем собственным) ...Иона Сысоевич, конечно, (запятые обособляют вводное слово) хорошо знал о звонницах столицы, (запятая стоит между однородными сказуемыми) понимал, (запятая стоит между частями сложного предложения) какую торжественность вносят колокола в жизнь.

     Летняя звонница ростовского Успенского собора, построенная в 1682 году зодчим Петром Досаевым,(причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется) обладала поразительными акустическими особенностями: (двоеточие стоит между частями сложного предложения) звуки колокола распространялись не вверх, (запятая стоит между однородными обстоятельствами) а по горизонтали. ...Приходившие и приезжавшие в Ростов попадали в атмосферу праздничного великолепия.

     Выходец .

     Отшумевших - прич.

I. Дней (каких?) отшумевших.

II. Н. ф. - отшумевший.

Морф. призн.: пост. - действит., прош. вр., сов. в., невозврат.; непост. - в Р. п., мн. ч.

III. Дней (каких?) давно отшумевших.

(Повествоват.. невосклиц., простое, двусост., полное, распростр.. осложнено однород. подлежащими)

     На Порогах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий, ныне небольшой город, которому перевалило за тысячу лет. [            , прил., ].

     Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец из крестьян, одаренный могучей волей, честолюбивый, много повидавший на своем веку, начитанный, обладавший худо­жественным вкусом.

     Удалённый из Москвы за приверженность к патриарху Никону, Иона Сысоевич затеял в Ростове огромное строительство. [ ПО        ]

     Летняя звонница ростовского Успенского собора, построенная в 1682 году зодчим Петром Досаевым, обладала поразительными акустическими особенностями: звуки колокола распространялись не вверх, а по горизонтали.


№425 учебника 2011-2022 (стр. 200):

     Ветер, ветер (сущ.), ты могуч, ты гоняешь стаи туч.  Синие горы Кавказа приветствую вас. О пер­вый ландыш (част.+числит.+сущ.), из-под снега ты просишь солнечных лучей! Ветер, пой, ветер (сущ.), вой на просторе. Я дорогою сказочной мчусь. Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь (сущ.)! Клён ты мой опавший, клён заледенелый (словосочетания), что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Безмолвное море, лазурное море (прил.+сущ.), открой мне глубокую тайну свою. Спасибо, ветер (сущ.)! Твой слышу стон. Край ты мой, родимый край (сущ.+мест.+мест., прил.+сущ.)! Конский бег на воле. В небе крик орлиных стай. Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя (сущ.+мест.)! Гой ты, бор дремучий (сущ.+прич.)! Свист полночный соловья. Ветер, степь да тучи!

     Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? В конце предложения стоит вопросит. знак, поскольку предложение является вопросительным. Первая запятая разделяет однородные обращения. Вторая запятая ставится после обращения. "Нагнувшись" выделяется с двух сторон запятыми, поскольку является деепричастием.


Пояснения:

     в предложениях используется олицетворение (неживое наделяется чертами живого).


Вернуться к содержанию учебника