Вернуться к содержанию учебника
Размышляем о прочитанном
1. Рассказ М. Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться? В чём хочет нас убедить рассказчик?
Размышляем о прочитанном
2. Кто же является героем этого рассказа? Как вы понимаете строки авторского текста: "...пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, - в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу"?
Герой рассказа - пенсне.
"...Пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, - в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу". в данных строках выражена мысль о том, что пенсне потерялось и лежало так, что никто его не видел.
Размышляем о прочитанном
3. Кто из писателей XIX века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? Приведите примеры.
Размышляем о прочитанном
4. Вспомним определения метафоры и олицетворения:
Метафора (гр. metaphora - перенос) - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафора образуется по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (род деятельности).
Олицетворение - изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ ("О чём ты воешь, ветр ночной?..").
Использует ли Осоргин в своём рассказе олицетворения и метафоры? Приведите примеры.
Осоргин использует в своём рассказе олицетворения и метафоры.
Олицетворения: "часы шагают, хворают, кашляют", "печка мыслит", "запечатанное письмо подмигивает и рисуется", "кресло сидит", "книги дышат", "вещи уходят гулять".
Метафоры: "вечно юная и суетливая сплетница" (почтовая марка), "неудачник из мещан" (носовой платок), "добродушный комик" (чайник).
Развиваем дар слова
Будьте внимательны к слову и к тому, как автор говорит о "жизни" вещей: часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Какой приём используется автором, чтобы показать необычную "жизнь" вещей? Почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой из названных вещей?
Вернуться к содержанию учебника