Страница 39 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 2

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

36 37 38 39 40 41 42

Вопрос

Литература и другие виды искусства

   Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого "После бала". Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображённые художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?

Ответ

     Иллюстрация на странице 33 изображает эпизод, в котором Варенька танцует с отцом на балу. Художник точно воспроизвёл образы главных героев: полковника мы видим статным, подтянутым, высоким, красивым, а Вареньку - лёгкой, изящной, светлой, с радостной улыбкой.

     Иллюстрация на странице 36 изображает эпизод наказания татарина. Художнику удалось передать настроения героев. Мы видим сурового статного полковника, внимательно наблюдающего за татарином. Татарина, который еле идёт на полусогнутых ногах и кричит от боли от ударов.

Вопрос

Развиваем дар слова

1. Для подтверждения ваших суждений о том или ином персонаже произведения подготовьте характеристики героев с введением портретов, диалогов, описаний бала, экзекуции.

Ответ

Варенька

     Варенька была молодой девушкой восемнадцати лет. Именно в неё был влюблён Иван Васильевич.

     С Варенькой мы встречаемся только на балу и видим её глазами рассказчика.

     Она "была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа".

     На балу Варенька пользовалась большим успехом. Не один только рассказчик, "все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться" её "высокой стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, ее сияющим, зарумянившимся с ямочками лицом и ласковыми, милыми глазами".

Татарин

     Татарин является одним из героев сцены утреннего наказания.

     Рассказчик увидел его рано утром, он шёл среди солдат, которые и осуществляли наказание. Это был "оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его". От слабости и усталости он уже не мог идти, постоянно "опрокидывался назад" под ударами, "сыпавшимися с обеих сторон".

     "При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали". Они продолжали его бить, и, когда татарин оказался спиной к рассказчику, последний ужаснулся: спина была не спиной, "это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное".

Иван Васильевич

     Перед нами рассказчик. Он, в беседе с друзьями, вспоминает эпизод из своей молодости.

     Был он тогда студентом в провинциальном университете, учился и веселился, был влюблён в Вареньку. Так он сам рассказывал о себе: "Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами. Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен".

     На одном из балов Иван Васильевич беспрестанно танцевал с Варенькой. Он был "пьян любовью и танцевал до упаду", "был не только весел и доволен, был счастлив, блажен, добр". "Я был не я", - говорит он о себе, - "а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро".

      Всё существо героя было поглощено его любовью к Вареньке, всё вокруг казалось ему прекрасным, чудесным. Вернувшись домой, он не мог заснуть и решил прогуляться. Эта прогулка изменила не только настроение героя, но и всю его дальнейшую жизнь.

     Когда герой оказался в поле, он увидел в конце его "что-то большое, чёрное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана". В душе у героя ещё звучали гармоничные и приятные звуки мазурки, но до слуха его долетали звуки иные - неприятные, визгливые.

     Увиденное поразило молодого человека. Мимо него шли солдаты, которые безостановочно били татарина, наказывая его за побег. Спина татарина была вся в крови и походила не на тело человека, а на кровавое месиво. Но больше всего поразила героя не эта картина, а то, что руководил наказанием отец Вареньки, с которым несколько часов назад он так мило общался на балу. Только теперь это был не тот приветливый, ласковый, заботливый, улыбчивый мужчина, а суровый, строгий и жестокий военный. Увидев полковника, герой испытал непонятное ему чувство стыда, он "опустил глаза и поторопился уйти домой". "На сердце" у героя "была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что" он "несколько раз останавливался, и" ему "казалось, что вот-вот" его "вырвет всем тем ужасом, который вошел в" него "от этого зрелища".

     Молодой человек не осуждал полковника, он решил, что у последнего были все основания (о которых сам он, рассказчик, не знал) так жестоко поступить с татарином, но после увиденного Иван Васильевич отказался от ранее принятого решения стать военным, "и не только не служил в военной, но нигде и никогда не служил". И "любовь с этого дня пошла на убыль", потому что, когда видел он Вареньку, то всегда перед его глазами вставала картина наказания и полковник, и Ивану Васильевичу "становилось как-то неловко и неприятно".

    Полковник

     Впервые с полковником мы знакомимся на балу. Это "был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки".

     Полковник очень любил своё дочь, относился к ней с большой нежностью, даже станцевал с ней один танец. "Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее" к Ивану Васильевичу.

     Иным предстаёт полковник в утренней сцене наказания татарина. Здесь мы видим его не любящим отцом, а военным, выполняющим свою работу. Перед нами высокий военный, идущий "твёрдой, подрагивающей походкой". Он внимательно следил за тем, чтобы солдаты били татарина, как полагается, и мог сам ударить солдата, который недобросовестно выполнял приказ. Он был грозен и страшен в этот момент.

     Мне кажется, что полковник был истинным и на балу, и на площади. Я не считаю, что он двуличен. Всё дело в том, что мы видим одного и того же человека в абсолютно разных ситуациях. На балу мы знакомимся с полковником-отцом. Он искренне любит свою дочь, относится к ней с нежностью, поэтому, находясь рядом с ней, он предстаёт очень добрым, заботливым, мягким человеком. утром на площади мы видим полковника при исполнении своих обязанностей. Согласно своему долгу, он обязан произвести наказание татарина, и, будучи честным человеком, он добросовестно выполняет свою работу, здесь уже нет и не может быть места проявлению любви и заботы, здесь есть долг и ответственность перед законом.

     Мне понятен полковник, я не осуждаю его, поскольку считаю, что жестоким его сделало государство, которое заставляет его именно так бесчеловечно поступать с татарином.

Вопрос

Развиваем дар слова

2. Подготовьте устный отзыв на рассказ "После бала".

Ответ

     Я познакомился с рассказом Л. Н. Толстого "После бала". Рассказ заинтересовал меня и заставил задуматься о том, насколько значимым в нашей жизни может быть случай, случайно увиденное событие.

     Рассказ Л. Н. Толстого открывает одну из страниц исторического прошлого России - раскрывает порядки и устои, царствовавшие в армии в XIX веке, а также поднимает важные общечеловеческие вопросы, ответы на которые ищут люди разных поколений. 

     Первоначальное название рассказа "Бал", писатель исправил на "После бала", и не случайно. Главное событие происходит не на балу, а после него, именно после бала рассказчик видит наказание татарина и полковник предстаёт перед ним в новом облике. Впечатления от увиденного стали столь сильны, что повлияли на всю последующую жизнь героя, на его судьбу и его чувства.

     Рассказ "После бала" построен на контрасте. К данному композиционному приёму автор обратился не случайно - именно контраст помогает писателю очень ярко показать те противоречия, которые он описывает в полковнике и в общественной жизни.  

     Если мы обратимся к картинам бала и наказания, то увидим, что в них всё контрастно: звуки, краски, чувства героев. Например, на балу звучат приятные танцевальные мелодии, а после бала герой слышит "жёсткую, нехорошую музыку", "неприятную, визгливую мелодию". Бал представлен в белом цвете и нежных светлых оттенках, а в утренней картине доминируют черный (форма) и красный (окровавленная спина татарина) цвета.

      Контрастны и изображения героев. Например, полковника и татарина. Полковника мы видим "высоким военным в шинели и фуражке", а татарин как "спотыкающегося, корчившегося человека", "оголённого по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат". Полковник идёт "твёрдой, подрагивающей походкой", а татарин, "шлёпая ногами по талому снегу" и опрокидываясь назад.

     Как видно из приведённых примеров, именно контраст помогает писателю ярко, зримо изображать события и героев, подчёркивая их главные черты и особенности.

     День, в который происходят события рассказа тоже выбран писателем не случайно - чистый понедельник. Толстой показывает, как в этот светлый день вместо того, чтобы "очищаться", творит добро другим, полковник и солдаты жестоко наказывают беглого татарина. Так, писатель  подчёркивает не только тот факт, что общественный порядок жесток и бесчеловечен, а то, что люди нарушают законы Бога, идут против божественного мироустройства. Последняя мысль должна, на мой взгляд, оказать сильное воздействие на читателей и заставить их задуматься о том, как следует жить, как надо относиться к другим людям, и каковы настоящие ценности жизни.

     Рассказ "После бала" направлен против бесчеловечных порядков, законов, правил, подчиняясь которым, человек вынужден забывать о своих лучших качествах и должен превращаться в жестокого и злого. Рассказ направлен против общественного устройства, в основе которого не лежат любовь людей друг к другу и уважение людьми друг друга.

     В рассказе "После бала" отразился тот самый раскол России, о котором сожалел Толстой. Писатель показал в своём рассказе Россию образованную, далёкую от природы. В этой России Толстой ярко и зримо, с глубоким сожалением показывает, что люди стали бесчеловечны и жестоки, что общественный порядок и уклад заставляет людей не совершенствоваться и заботиться друг о друге, а совершать жестокие поступки, забывать о своих лучших качествах.

     Толстой подчёркивает, что люди "ушли" от своей природы, от природы божественной, которая требует от каждого человека заботиться о ближнем и совершать только добрые поступки.

     Писатель не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и обличает социальную несправедливость, уродующую натуру человека,строящуюся на ложных понятиях о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России: беззаботная, сытая, праздничная жизнь богатых и знатных сословий и бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства тех, у кого нет званий, регалий и богатства – вот истинное «лицо» русской действительности николаевского времени.   

     Мне кажется, что рассказ Толстого может быть интересен читателям и сточки зрения воспроизведения исторических событий, эпохи, и с точки зрения поиска ответов на вечные вопросы, именно поэтому я готов порекомендовать его для чтения другим людям.

Вопрос

Развиваем дар слова

3. Выпишите из текста слова, редко использующиеся в современной разговорной речи, например: чудный, затмила, сострадание, милосердствовали, мазурка, грациозная и т. д.

Ответ

      Дурно, для личного совершенствования, манера отвечать, переменилась, величественная, хлебосол, буфет, кадриль, неучтив, подите, услужливый, выжидая, умиление, мельком, гневный, уличён, на убыль.

Вопрос

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

   Вы читали рассказы Л. Н. Толстого и раньше. Вспомните их названия и имена героев. Кто они?

1. Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актёрского исполнения? Почему?

Ответ

     Я помню рассказы Л. Н. Толстого "Кавказский пленник" и "Филипок".

     Главный герой рассказа "Филипок" маленький мальчик, который очень хочет посещать школу. Главные герои рассказа "Кавказский пленник" - русские офицеры Жилин и Костылин, которые попали в плен к  татарам, и татарская девочка Дина, которая помогла Жилину сбежать.

     Рассказ назван "После бала", потому что главное событие происходит не на балу, а после него, именно после бала рассказчик видит наказание татарина и полковник предстаёт перед ним в новом облике. Впечатления от увиденного стали столь сильны, что повлияли на всю последующую жизнь героя, на его судьбу и его чувства.

     Отношение к героям меняется, влияют на эти перемены содержание рассказа и интонации, с которыми актёр читает текст. В первой части рассказа я любовался красивыми картинами бала, которые актёр читал восторженно. А во второй части рассказа удивлялся вместе с рассказчиком, даже недоумевал, настолько противоположна была новая картину первой. Актёр своим чтением сумел создать мрачную, неприятную атмосферу того, что видит рассказчик. Слушаешь актёрское чтение, и тебе становится как-то не по себе.

Вопрос

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

2. Какие интонации были использованы актёром, чтобы показать характеры героев рассказа?

Ответ

     Слова о Вареньке актёр читает нежно, ласково, слегка восторженно, словно любуясь героиней.

     Чтобы показать характер Ивана Васильевича, актёр использует разнообразные интонации, поскольку гамма чувств героя разнообразна, мы можем услышать и удивление, и восхищение, и любование, и наслаждение, и разочарование, и страх.

     При описании полковника на балу, актёр использует восклицательные интонации, при помощи которых он передаёт восхищение этим героем. При описании сцены наказания, актёр использует жёсткие, грубые интонации, обрывистую речь, передавая так гнев, строгость и жестокость полковника.

Вопрос

 Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

3. Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?

Ответ

     Рассказ "После бала" направлен против бесчеловечных порядков, законов, правил, подчиняясь которым, человек вынужден забывать о своих лучших качествах и должен превращаться в жестокого и злого. Рассказ направлен против общественного устройства, в основе которого не лежат любовь людей друг к другу и уважение людьми друг друга.

     Писатель не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и обличает социальную несправедливость, уродующую натуру человека,строящуюся на ложных понятиях о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России: беззаботная, сытая, праздничная жизнь богатых и знатных сословий и бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства тех, у кого нет званий, регалий и богатства – вот истинное «лицо» русской действительности николаевского времени.    

     В чтении актёра обличительный характер рассказа прослеживается во второй части. Когда актёр читает эпизод наказания, он использует грубые, резкие интонации, обрывистое произношение, чтобы создать неприглядную картину совершаемого поступка. Актёр при помощи интонаций передаёт удивление Ивана Васильевича, его непонимание того, что можно так бесчеловечно обходиться с татарином.

Вопрос

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

4. Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?

Ответ

     При помощи музыки подчёркивается контрастность происходящих событий. На балу звучит красивая, задорная, озорная, гармоничная, светлая музыка, а в эпизоде наказания иная - жёсткая, резкая, грубая, ритмичная, неприятная, визгливая. Так читатель настраивается на то, что бал - прекрасная картина, а утром герой увидит что-то грубое, неприятное.

Вопрос

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

5. Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку, её отца?

Ответ

      Подробное описание Вареньки и её отца на балу необходимо для того, чтобы создать яркий контраст между двумя картинами - балом и наказанием татарина.

Вопрос

 Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

6. Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создаётся ею? Почему рассказчику казалось, что он "всех" любит?

Ответ

     Во время танца звучит гармоничная, красивая, нежная и озорная мелодия мазурки, которая создаёт весёлое, радостное настроение.

     Рассказчику казалось, что он любит "всех", потому что он был влюблён, и объект его любви - Варенька, находился рядом с ним.

Вопрос

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

7. Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?

Ответ

     После бала рассказчик наблюдает жестокую сцену наказания татарина, которым руководит полковник. Новую музыку рассказчик называет "жёсткой, нехорошей", называя её "неприятной, визгливой" мелодией.

Вопрос

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

"После бала"

8. Почему любовь рассказчика "пошла на убыль"?

Ответ

     Любовь рассказчика "пошла на убыль" после увиденной утренней сцены наказания татарина, потому что теперь он постоянно представлял образ полковника, жестокого и беспощадного, когда видел Вареньку, и ему "становилось как-то неловко и неприятно".

Вернуться к содержанию учебника