Вернуться к содержанию учебника
Размышляем о прочитанном
1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?
Законы классицизма:
1. Классицизм опирается на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.
2. Ясность изложения.
3. Точность выражения мысли.
4. Строгий порядок построения произведения.
5. Природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной. Идеал прекрасной и возвышенной жизни, преображённой искусством человека, противостоит хаосу дикой естественной жизни, управляемой непонятными законами.
6. Классицизм отражает жизнь в идеальных образах.
7. Интересы государства преобладают над интересами отдельной личности.
Размышляем о прочитанном
2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?
Фонвизин наследует от классицизма:
1. Требование "трёх единств" - единства места, единства времени и единства действия.
2. Ясность изложения.
3. Точность выражения мысли.
4. Строгий порядок построения произведения (завязка - развитие действия - развязка).
5. Природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной. Идеал прекрасной и возвышенной жизни, преображённой искусством человека, противостоит хаосу дикой естественной жизни, управляемой непонятными законами.
6. Интересы государства преобладают над интересами отдельной личности (так живут главные положительные герои).
Преобразование законов классицизма Фонвизиным: классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом исправлять нравы. В "Недоросле" же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора.
Размышляем о прочитанном
3. Согласны и вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского: "В комедии "Недоросль" автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. В "Бригадире" автор дурачит порочных и глупцов, язвит их стрелами насмешки; в "Недоросле" он уже не шутит, не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады... Невежество... в котором рос Митрофанушка, и примеры домашние должны были готовить в нём изверга, какова мать его, Простакова". Роли Милона и Софьи бледны... Правдин чиновник; он разрезывает мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкин, Цифиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых...". Успех комедии "Недоросль" был решительный. Нравственное действие её несомненно. Некоторые из имён действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют ещё и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину... Если правда, что князь Потёмкин после первого представления "Недоросля" сказал автору: "Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши!", то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра" (Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. - М., 1984. - С. 197-198, 214-222).
Я согласен с оценкой комедии Вяземским. Фонвизин в "Недоросле" хотел заклеймить пороки современного ему общества, ярко показывает, что невежество может воспитать только невежественного и глупого человека. Митрофан должен был унаследовать все черты матери и стать беспощадным помещиком.
Образы Милона и Софьи, на мой взгляд, действительно бледнее образов отрицательных героев. Но в этом я вижу не недоработку писателя, а закономерность. Фонвизин высмеивал пороки, следовательно именно они и должны быть самыми яркими, видимыми.
Вернуться к содержанию учебника