Страница 41 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 2

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

39 40 41 41 42 43 44

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 41 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

2. Почему рассказ назван автором не "Бал", а "После бала", хотя описание бала занимает бо́льшую часть произведения?


Стр. 41 учебника 2019-2022:

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Михаил Юрьевич Лермонтов. "Осень"

   М. Ю. Лермонтов передаёт в лирике свои настроения в образах природы, временах года.

1. Как интонацией, тембром голоса Елена Габец показывает преображение природы?

Ответ

Стр. 41 учебника 2011-2018:

     Рассказ назван не "Бал", а "После бала", потому что главное событие происходит не на балу, а после него, именно после бала рассказчик видит наказание татарина и полковник предстаёт перед ним в новом облике. Впечатления от увиденного стали столь сильны, что повлияли на всю последующую жизнь героя, на его судьбу и его чувства.


Стр. 41 учебника 2019-2022:

     Преображение природы актриса передаёт читая строки спокойно, с придыханием, с грустной интонацией.

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 41 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?


Стр. 41 учебника 2019-2022:

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Михаил Юрьевич Лермонтов. "Осень"

2. Как ритм, рифмы стихотворения помогают чтецу передать настроения поэта?

Ответ

Стр. 41 учебника 2011-2018:

     Поведение отца Вареньки после бала подчиняется порядкам в тогдашней армии.


Стр. 41 учебника 2019-2022:

     Чтецу помогает перекрёстная рифма, поскольку при такой рифмовке чтение стиха звучит монотонно, спокойно, ровно, размеренно.

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 41 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?


Стр. 41 учебника 2019-2022:

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Михаил Юрьевич Лермонтов. "Осень"

3. Настраивает ли музыка В. А. Моцарта на восприятие осеннего пейзажа, на созерцание природы и на печальное состояние души поэта?

Ответ

Стр. 41 учебника 2011-2018:

     Рассказ Л. Н. Толстого открывает одну из страниц исторического прошлого России - раскрывает порядки и устои, царствовавшие в армии в XIX веке. 


Стр. 41 учебника 2019-2022:

     Музыка В. А. Моцарта настраивает на осенний пейзаж, на созерцание природы и на печальное состояние души поэта, потому что она тихая, спокойная, мелодичная, грустная.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

5. Против чего направлен рассказ "После бала"? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Ответ

     Рассказ "После бала" направлен против бесчеловечных порядков, законов, правил, подчиняясь которым, человек вынужден забывать о своих лучших качествах и должен превращаться в жестокого и злого. Рассказ направлен против общественного устройства, в основе которого не лежат любовь людей друг к другу и уважение людьми друг друга.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

6. Чего достигает Л. Н. Толстой композиционным приёмом контраста событий? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа.

Ответ

     Рассказ "После бала" построен на контрасте. К данному композиционному приёму автор обратился не случайно - именно контраст помогает писателю очень ярко показать те противоречия, которые он описывает в полковнике и в общественной жизни.  

     Если мы обратимся к картинам бала и наказания, то увидим, что в них всё контрастно: звуки, краски, чувства героев. Например, на балу звучат приятные танцевальные мелодии, а после бала герой слышит "жёсткую, нехорошую музыку", "неприятную, визгливую мелодию". Бал представлен в белом цвете и нежных светлых оттенках, а в утренней картине доминируют черный (форма) и красный (окровавленная спина татарина) цвета.

      Контрастны и изображения героев. Например, полковника и татарина. Полковника мы видим "высоким военным в шинели и фуражке", а татарин как "спотыкающегося, корчившегося человека", "оголённого по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат". Полковник идёт "твёрдой, подрагивающей походкой", а татарин, "шлёпая ногами по талому снегу" и опрокидываясь назад.

     Как видно из приведённых примеров, именно контраст помогает писателю ярко, зримо изображать события и героев, подчёркивая их главные черты и особенности.

Вопрос

Опыт литературоведческого исследования

   В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстого говорил: "...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы". Следовательно, у Толстого интуиция - это способ "угадывания". В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: "Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить".

   Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя?

   Толстой говорил Гольденвейзеру: "Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадётся случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это всё надо переделывать". Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?

   Подготовьте письменный ответ на эти вопросы в форме рассуждения.

Ответ

     На мой взгляд, создавая свои образы, Толстой всегда отталкивался от тех или иных реальных черт и качеств разных людей, часто, знакомых ему людей, но он никогда не строил свои образы, воспроизводя с точностью того или иного реального человека. Отталкиваясь от реального, писатель создаёт нового "человека" (героя) со своей жизнью и судьбой, не известной писателю. Автор придумывает сюжет, реализовывать который должен будет его герой, Толстой лишь видит заранее первый шаг своего героя, а его дальнейшую жизнь (на страницах произведений) придумывает воображение, интуиция автора.

     Высказывание Толстого, обращённое к Гольденвейзеру, свидетельствует о том, что Толстой был очень требователен к себе и к своему творчеству. Толстой был убеждён в том, что любое его творение несовершенно, в нём всегда есть что-либо, требующее изменения, совершенствования. подобное отношение к работе показывает писателя как человека, стремящегося к самосовершенствованию, критичного, думающего, требовательного по отношению к себе и всему, что он делает.

Вопрос

Творческое задание

   По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России - Россия образованная, далёкая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе "После бала"?

Ответ

     В рассказе "После бала" отразился тот самый раскол России, о котором сожалел Толстой. Писатель показал в своём рассказе Россию образованную, далёкую от природы. В этой России Толстой ярко и зримо, с глубоким сожалением показывает, что люди стали бесчеловечны и жестоки, что общественный порядок и уклад заставляет людей не совершенствоваться и заботиться друг о друге, а совершать жестокие поступки, забывать о своих лучших качествах.

     Толстой подчёркивает, что люди "ушли" от своей природы, от природы божественной, которая требует от каждого человека заботиться о ближнем и совершать только добрые поступки.

     Писатель не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и обличает социальную несправедливость, уродующую натуру человека,строящуюся на ложных понятиях о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России: беззаботная, сытая, праздничная жизнь богатых и знатных сословий и бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства тех, у кого нет званий, регалий и богатства – вот истинное «лицо» русской действительности николаевского времени.    

Вернуться к содержанию учебника