Страница 19 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

16 17 18 19 20 22 25

Вопрос

Размышляем о прочитанном

1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?

Ответ

Вопрос

Размышляем о прочитанном

2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что - народной фантазией?

Ответ

     Отголоски реальных событий: Пугачёв, Пётр III, Екатерина, Пётр отправил жену в монастырь, царь Иван, освоение Сибири Ермаком.

     Народная фантазия: долгие поиски Ермака, встреча Ермака с царём.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.

Ответ

     Рассказчики уверены в том, что говорят правду: "Это всё точно было". "Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков".

Вопрос

Обогащаем свою речь

1. Подготовьте пересказ предания "О покорении Сибири Ермаком", включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.

Ответ

     Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Спросили они, что его беспокоит, да помочь ничем не смогли.

     Подошёл к царю один его бедных слуг из крестьян и тоже спросил, откуда на него хвороба навалилась и предложил свою помощь.

     Спросил у него царь, кто в его царстве самый удалый, кто смерти не боится

     Подумал слуга и сказал царю, что есть такой человек - Ермак Тимофеевич, удалый казак донской.

     Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю, что не смогли разыскать Ермака.
     Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина и приказал ему разыскать Ермака.

     Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.

     Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и сказал, что простит ему все преступления его, если он сослужит ему службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, Ермаку же надо пройти ту землю, изловить хана Кучума, а людей его под власть Руси подвести

     Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

     Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, послал он в Москву своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.

Вопрос

Обогащаем свою речь

2. В чём сходство и различия преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях: в некоем месте, убогий, хомут, начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.

Ответ

     Сходство преданий и сказок в том, что в них есть фантастический элемент, вымысел, а также общие средства художественной выразительности: эпитеты, повторы, сравнения.

     Отличие преданий от сказок в том, что в основе преданий лежат реальные события, а в сказках их нет. В преданиях воспроизводятся те или иные исторические события, увиденные глазами простых людей.

     В некоем месте - где-то; убогий - нищий, невзрачный, бедный; хомут - надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком; начал поносить брата - начал плохо отзываться о брате, ругать его; бить челом - низко кланятся, выражая почтение; полати - нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной; челобитная - грамота с прошением или жалобой, подаваемая царю или начальнику; посул - обещание; истец - тот, кто предъявляет иск, претензию; мзда - плата, награда.

Вопрос

Литература и другие виды искусства

1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине "Покорение Сибири Ермаком"?

Ответ

     Мне кажется, что изображение достаточно удачно. Суриков показал и силу Ермака, и многочисленность войска Кучума.

Вернуться к содержанию учебника