Вернуться к содержанию учебника
Фонохрестоматия
"Хамелеон"
1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа - описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
Фонохрестоматия
"Хамелеон"
2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть; его бросает то в жар, то в холод, потому что он никак не может понять, кому принадлежит собака, и, следовательно, он не может понять как себя вести: надо защищать собачонку (если она генеральская) или наказывать (если она простая).
Актёр, произнося слова про пальто, жару, холод передаёт сложную внутреннюю работу, происходящую внутри Очумелова, пытающегося понять, какое же решение ему необходимо принять, чтобы не попасть впросак.
Фонохрестоматия
"Хамелеон"
3. Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах "Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и всё" сменяется на умильно-сладостное: "Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая..." Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?
Приём резкого противопоставления называется антитеза (возможно употребление термина "контраст").
В чтении актёр достигает противопоставления путём резкой смены интонации, силы звучания голоса, темпа речи.
Вернуться к содержанию учебника