Вернуться к содержанию учебника
Размышляем о прочитанном
3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому?
Мне кажется, что, если бы в рассказе был мотив служебной подчинённости тонкого толстому, то рассказ был бы не смешнее, а даже стал бы более грустным, потому что на тонкого и его поведение в этом случае было бы даже неприятно смотреть.
Размышляем о прочитанном
4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?
Когда Порфирий узнал о служебном положении своего знакомого, он "вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось" улыбкой, "казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился". Более того, "съёжились, поморщились" даже все его вещи.
Толстый отвернулся от тонкого и ушёл, потому что ему стало противно смотреть на бывшего друга, который стал буквально преклоняться перед ним. Чехов говорит об этом с отвращением, с презрением: "Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило".
Учимся читать выразительно
Подготовьте инсценированное чтение рассказа, постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.
При подготовке выразительного чтения рассказа постарайтесь первый диалог старых друзей прочесть легко, непринуждённо, с радостью. после того, как тонкий узнает о высоком положении друга, ваша интонация должна измениться. Речь тонкого теперь должна стать заискивающей, подобострастной, тихой.
Фонохрестоматия
"Толстый и тонкий"
1. Прислушайтесь к чтению актёра и скажите, какими средствами (интонация, тембр голоса, ритм речи, эмоциональная окраска звучания) актёр выражает отношение автора к персонажам.
Актёр выражает отношение автора к персонажам при помощи интонации, которую он меняет в зависимости от того, кто говорит, тембра голоса (слова толстого он произносит с хрипотцой, а голос тонкого высокий и писклявый), ритма речи (тонкий, например, начинает заикаться после того, как узнаёт кем стал толстый), эмоциональной окраски звучания (очень эмоционально представлена встреча старых друзей, точно и ярко передаются страх и трепет тонкого перед высокопоставленным другом).
Фонохрестоматия
"Толстый и тонкий"
2. В тексте повторяются слова "приятно ошеломлены". В каком случае эта фраза у писателя и актёра передаёт реальное состояние героев, в каком - иронию автора? Почему?
Фраза "приятно ошеломлены" передаёт реальное состояние героев в момент их неожиданной встречи, герои действительно очень рады видеть друг друга и ошеломлены, потому что не ожидали встретиться на вокзале.
Фраза "приятно ошеломлены", заканчивающая рассказ, передаёт иронию автора, потому что то, что испытывают в данный момент его герои совсем не ошеломление, а, скорее, подобострастие, чинопоклонение, самоуничижение.
Фонохрестоматия
"Толстый и тонкий"
3. Что случилось с голосом тонкого, когда он узнал о карьере школьного приятеля? Как это передаёт актёр?
Голос тонкого стал тонким, дрожащим, ласковым, говорить он стал с придыханием, словно задыхаясь, с трепетом и даже страхом, всё это актёр передаёт при помощи голоса.
Вернуться к содержанию учебника