Вернуться к содержанию учебника
Развиваем дар слова
1. Издан сокращённый вариант художественного исследования А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Знакомы ли вы с этим изданием? Чем оно важно для современного читателя? Дайте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Для современного читателя произведение важно, поскольку позволяет познакомиться с особенностями эпохи, о которой писал автор, со спецификой быта лагерей. Также в произведении представлено описание множества судеб, характеров, ситуаций, в которые попадают люди разных национальностей, возрастов, общественного положения, и чтение подобного произведения позволяет задуматься о смысле жизни, о нравственных основах жизни.
Развиваем дар слова
2. Объясните следующие слова и словосочетания и введите их в свой рассказ о писателя: зажиточная крестьянская семья, пора нравственного и гражданского самосознания, противоречия советского строя, лагерно-ссыльный период, человеческое достоинство, жуткие условия лагерной жизни, нравственное начало, публикации.
Зажиточная крестьянская семья - семья крестьянина, у которой есть хороший дом, скотина, деньги; пора нравственного и гражданского самосознания - молодость; противоречия советского строя - несоответствия одних взглядов, поступков, мнений другим; лагерно-ссыльный период - период пребывания в ссылке в лагерях; человеческое достоинство - самоуважение; жуткие условия лагерной жизни - условия жизни в лагере, не соответствующие требованиям к жизни; нравственное начало - духовные качества человека; публикации - напечатанные труды, произведения.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
"Матрёнин двор". (Отрывок)
1. Что вы можете сказать о тональности, эмоциональной окрашенности повествования о Матрёне, её нерадостной жизни, трагической смерти, её отношении к людям и отношении людей к ней?
Повествование актёра спокойное, размеренное, тихое. Когда он говорит о Матрёне и её отношении к людям, то в словах его звучит доброта, тепло, забота. Когда же актёр читает отрывки об отношении людей к Матрён, его речь меняется - она становится резкой, озлобленной, недовольной.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
"Матрёнин двор". (Отрывок)
2. Почему рассказчик выделяет Матрёну среди других обитателей деревни? Какие чувства звучат в голосе актёра, когда он читает воспоминания рассказчика о Матрёне, и как эти чувства меняются, когда речь идёт о её сёстрах, золовках, племянниках?
Рассказчик выделяет Матрёну, потому что она не похожа на других героев рассказа.
Матрёна не копит деньги, не накупает множество модных, но ненужных вещей, не берёт деньки за помощь людям. Но именно в этой её простоте, доброте, скромности, воздержанности, стремлении быть полезной и видит Солженицын приметы настоящего русского человека - праведника. Матрёна живёт не для себя, не ради пустых ценностей, а для других людей, и в этом истинный смысл русской жизни.
Воспоминания рассказчика о Матрёне актёр читает тихо, спокойно, по-доброму, с теплотой и заботой.
Когда же речь идёт о родственниках Матрёны, тон актёра меняется, пропадает из его речи теплота, нет прежних добрых нот, зато им на смену приходит резкий тон, недовольство, раздражительность.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
"Матрёнин двор". (Отрывок)
3. Как в тексте рассказа выражается авторское отношение ко всей компании "бешено работающих" людей, взявших разобрать и увезти горницу? Какими средствами художественного чтения актёр доносит до слушателя авторское отношение к этим людям?
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
"Матрёнин двор". (Отрывок)
4. Насколько убедительно актёру удалось передать авторское отношение к плачам у гроба Матрёны?
Развиваем дар слова
Напишите развёрнутый отзыв на прослушанную звукозапись "Матрёнина двора", обратив внимание на мастерство актёра, выбор музыкального сопровождения, сравните эту запись с записями других прозаических произведений русских писателей, включённых в фонохрестоматию.
Я прослушал звукозапись отрывка рассказа А. И. Солженицына "Матрёнин двор". В этом отрывке актёр читает 2 и 3 главы, рассказывающие о Матрёне, её жизни, гибели и похоронах.
Актёр сумел точно почувствовать и передать настроение автора, его замысел, характеры героев.
Чтение актёра напоминает сказовое, былинное. Читает он неторопливо, спокойно, тихо, уравновешенно и отдельные эпизоды сопровождаются струнной музыкой. игра на гитаре отдалённо напоминает музыкальное сопровождение былин игрой на гуслях.
Актёр умело пользуется всеми возможностями и приёмами, которыми располагает чтец. Он умело расставляет логические ударения и паузы, выделяет интонационно важные слова, меняет, когда это необходимо, темп речи и, конечно, использует разнообразие интонаций.
О Матрёне он повествует ровно, спокойно, с теплотой и добротой, с заботой. О её золовках отрывки читает с неодобрение, раздражением. Плачи людей по Матрёне передаёт в соответствии с мыслью автора.
Автор не верит плачам у гроба Матрёны, потому что знает, что никто из оплакивающих никогда не любил Матрёну, не заботился о ней, не думал о ней. Это равнодушие передаёт и актёр, читая плачи неэмоционально, по-будничному, без души.
Чтение В. Мищенко, размеренное, тихое, неторопливое, напомнило мне чтение отрывка из рассказа Платонова "Юшка" другим актёром. Оба актёра читали тексты о людях, не похожих на всех, кто их окружал, не понятых и не принятых другими, и оба сделали это похоже - без ярких эмоций, резких осуждений, шумных фраз, а тихо и спокойно. Мне кажется, что подобные интонации, соответствующие характеру Матрёны и Юшки, лучше всего подходят к озвучиванию рассказов.
Вернуться к содержанию учебника