Страница 320 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

298 318 319 320 321 326 327

Вопрос

Обогащаем свою речь

3. Какие примеры вы могли бы добавить и как развить мысль о языке гоголевской комедии?

Ответ

     Язык гоголевской комедии очень яркий, самобытный и разнообразный. Каждый герой говорит на своём языке, по которому его сразу можно угадать.

     Например, слуга Хлестакова использует в речи большое количество просторечных слов и добавляет к ним слова современные, только часто перевирает их ("кеатры", "аглицкое", "по прешпекту").

     Городникий, в силу своей должности, включает в речь большое количество официально-деловых слов, часто использует интонации приказа.

     Бобчинский и Добчинский, которые всегда находятся в комедии вместе, говорят одно и то же, повторяя друг за другом слова и предложения, словно эхо.

Вопрос

Обогащаем свою речь

4. Проведите наблюдения над фамилиями героев, их языком. Как характеризует героев их поведение и язык.

Ответ

     Фамилии многих героев комедии Гоголя говорящие. Так, Хлестаков - хлёстко, резко говорит и действует, пугая всех чиновников. Сквозник-Дмухоновский - сквозь городничего проходит всё, ничего ему не страшно, никого он не боится в своём городе, а также сквозь его руки проходит всё - он обирает купцов и берёт взятки. Судья Ляпкин-Тяпкин - все дела делает плохо, тяп-ляп, в суде нет порядка, честно никого не судят.

     Речь и поступки характеризуют героев, помогают Гоголя воссоздавать их характеры.

     Осип всё время лежит и отговаривается с Хлестаковым, речь его наполнена грубыми, просторечными словами, из чего следует, что герой - необразованный крестьянин, наглый и ленивый.

     Городничий ведёт себя по-разному с подчинёнными и Хлестаковым, он грубый и наглый с теми, кто ему подчинён, ласковый и заискивающий с тем, кто выше него (как он считает), из чего следует, что он - двуличный человек.

     Речь Хлестакова очень точно его характеризует. Вычурность, витиеватость речи говорят о пустоте и лживости натуры героя. «Литературные обороты», вкрапления французских слов, приторно-любезные выражения должны, по мнению Хлестакова, показать его ученость и воспитанность.

Вопрос

Проект

   Составьте электронный альбом "Герои комедии "Ревизор" и их исполнители (из сценической истории и пьесы)".

Ответ

     Задание выполняется самостоятельно.

Вопрос

Литература и другие виды искусства

   Рассмотрите иллюстрации художников П. Боклевского, А. Константиновского, В. Самойлова к комедии "Ревизор". Кому из художников, на ваш взгляд, удалось передать атмосферу жизни чиновничества, их взаимоотношения, их портреты? Расскажите об одной из иллюстраций подробнее, сопровождая рассказ цитатами из текста.

Ответ

      Мне больше других понравилась иллюстрация А. Константиновского "Хлестаков берёт деньги у Хлопова". На мой взгляд, художник очень точно передал характеры героев.

     Хлопов стоит согнувшись перед Хлестаковым, смотрит на него снизу вверх, заискивающе, улыбаясь. Его поза свидетельствует о подобострастном отношении к собеседнику и страхе, который он испытывает перед ним, не случайно в ремарке Гоголь замечает, что Лука Лукич "весь дрожит", "от испуга выронил сигару". Он так боится Хлестакова, что даже не может ответить на простейший вопрос, а лишь произносит: "Не смею знать" или "Оробел, ваше бла... преос... сият..."

     Хлестаков же стоит в свободной позе, по всему видно, что он расслаблен, в хорошем расположении духа, он получает удовольствие от того, что происходит и героя совершенно не смущает ни то, что ему дают взятку, ни то, что никогда не вернёт деньги Хлопову. Герой весел, шутит, более того, он даже сам просит у Хлопова дать ему денег в долг: "Не сможете ли вы мне дать триста рублей взаймы?".

Вопрос

Опыт литературоведческого исследования

   Какой смысл заключён в немой сцене? Почему она так важна? По-разному её трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители. В. Белинский подчеркнул её ограниченность, В. Гиппиус считала, что немая сцена выражает идею власти и закона, М. Храпченко видел в ней внешнюю развязку, а подлинной развязкой считал слова городничего: "Чему смеётесь? над собой смеётесь". В. Ермилов видел в немой сцене "парад высеченной подлости". Сам Гоголь говорил, что она выражает идею "закона", при наступлении которого всё "побледнело и потряслось". Ю. Манн считал, что немая сцена - завершающий аккорд произведения, что в ней всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение, что Гоголь дал немую сцену как намёк на торжество справедливости, а в результате ощущение тревоги, страха от этой сцены многократно возрастает. Как бы вы рассмотрели эту сцену? Подготовьте устное или письменное рассуждение на эту тему. Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного из персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. - на выбор.

Ответ

     Мне кажется, что немая сцена - предвестник правосудия, которое скоро свершится, она указывает на то, что зло скоро будет наказано и каждый из чиновников получит по заслугам.

Характер Хлестакова

Хлестаков мелкий чиновник, «елистратишка». Он помещичий сынок, возвращающийся в деревню, так как карьеры в столице не сделал, а в уездном городе застрял, потому что прокутил все деньги. Итак, он мот и кутила, картежник и до крайности легкомысленный человек. Глупый, бездельник, не хочет работать, игрок, не думает о будущем, живёт за счёт отца.

     Хлестаков - человек трусливый, жалкий, напыщенный, грубый, требовательный. Попав в неловкое положение, он даже не в состоянии его обдумать, принять какое-то решение, что-то сделать для своего спасения от «голода». К тому же он патологически труслив: услышав о приезде городничего, Хлестаков пугается, потом пытается приободриться, а затем «бледнеет и съеживается».

     Хлестаков любит пустить пыль в глаза, но врёт он не целенаправленно или для собственной выгоды, а словно просто так, враньё само собой слетает из его уст. "Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал". Он всегда искренен, даже в сцене вранья, он "гениален" исключительной лёгкостью и "незаданностью" выдумки.

     Хлестаков необразован и глуп, но, чтобы это увидеть надо самому быть умным и образованным, а собеседники героя не отличаются ни тем, ни другим. 

     Вычурность, витиеватость речи Хлестакова говорят о пустоте и лживости натуры человека. «Литературные обороты», вкрапления французских слов, приторно-любезные выражения должны, по мнению Хлестакова, показать его ученость и воспитанность, однако человек умный сразу увидит в нём пустого человека.

     В речи Хлестакова перепутаны разные стили; речь Хлестакова часто просто бессмысленна, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, как не видят этого и чиновники, ослеплённые страхом.  

Вернуться к содержанию учебника