Вернуться к содержанию учебника
Размышляем о прочитанном
1. Кто главный герой повести "Шинель"? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин. Это человек низкого положения в социальной иерархии, бедный, незащищённый, жертва социальной несправедливости и бездушного государственного механизма. Ему, как всем «маленьким людям» свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило, не приводящим к изменению сложившейся ситуации».
Автор сочувствует герою, но, в тоже время, показывает, что в том, что его унижают и оскорбляют, виноват и он сам, Акакий Акакиевич никогда не встаёт на свою защиты, молча сносит все оскорбления.
Повесть направлена против бездушия, бесчеловечности, против овеществления жизни (то есть против того, что человека заменяет вещь).
Тема возмездия раскрывается в конце повести, когда, после смерти Акакия Акакиевича, в городе появляется призрак - чиновник-мертвец, срывающий шинели с богатых людей, он делает это до тех пор, пока ему не удаётся встретить значительное лицо (человека, не пожелавшего выслушать Акакия Акакиевича и помочь ему) и забрать его шинель.
Размышляем о прочитанном
2. Подумайте, каким предстаёт Петербург в повести "Шинель". Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В повести «Шинель» образ Петербурга создается при помощи описания серого неба, грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.
Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. в девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их".
У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга. Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон».
Образы зимы, ветра, вьюги получают символическое значение в повести Гоголя, потому что они "живут" не только в Петербурге, но и в душах людей. Проникая в души, зима и холод, "вымораживают" в людях все добрые чувства, сострадание, и люди становятся бесчувственными, безжалостными, начинают ценить только деньги, богатство, положение, а не самого человека.
Холод, легко переходит из физического мира в «нравственное пространство».
Гибель героя среди холода и мрака бесконечной зимы соотносится с холодом бездушия, окружавшим его всю жизнь.
Вернуться к содержанию учебника