Страница 295 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

258 261 264 295 296 297 298

Вопрос

Размышляем о прочитанном

1. Какова тема комедии "Ревизор"? Почему Хлестаков "самый трудный образ в пьесе"?

Ответ

     Тема комедии - обличение пороков общества (взяточничества, глупости, легкомыслия и др.).

     Хлестаков - "самый трудный образ в пьесе", потому что,       сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывает, он всегда искренен, даже в сцене вранья, он "гениален" исключительной лёгкостью и "незаданностью" выдумки. Он и не планировал выдавать себя за ревизора, его таковым сделали испуганные чиновники.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

2. В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что "Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя...". Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.

Ответ

     Загадка Хлестакова в том, что сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывает, он всегда искренен, даже в сцене вранья, он "гениален" исключительной лёгкостью и "незаданностью" выдумки.

     Именно вышеназванные уникальные особенности Хлестакова, на мой взгляд и позволили Манну считать его "первым художественным открытием Гоголя".

Хлестаков

     Хлестаков мелкий чиновник, «елистратишка». Он помещичий сынок, возвращающийся в деревню, так как карьеры в столице не сделал, а в уездном городе застрял, потому что прокутил все деньги. Итак, он мот и кутила, картежник и до крайности легкомысленный человек. Глупый, бездельник, не хочет работать, игрок, не думает о будущем, живёт за счёт отца.

     Хлестаков - человек трусливый, жалкий, напыщенный, грубый, требовательный. Попав в неловкое положение, он даже не в состоянии его обдумать, принять какое-то решение, что-то сделать для своего спасения от «голода». К тому же он патологически труслив: услышав о приезде городничего, Хлестаков пугается, потом пытается приободриться, а затем «бледнеет и съеживается».

     Хлестаков любит пустить пыль в глаза, но врёт он не целенаправленно или для собственной выгоды, а словно просто так, враньё само собой слетает из его уст. "Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал". Он всегда искренен, даже в сцене вранья, он "гениален" исключительной лёгкостью и "незаданностью" выдумки.

     Хлестаков необразован и глуп, но, чтобы это увидеть надо самому быть умным и образованным, а собеседники героя не отличаются ни тем, ни другим. 

     Вычурность, витиеватость речи Хлестакова говорят о пустоте и лживости натуры человека. «Литературные обороты», вкрапления французских слов, приторно-любезные выражения должны, по мнению Хлестакова, показать его ученость и воспитанность, однако человек умный сразу увидит в нём пустого человека.

     В речи Хлестакова перепутаны разные стили; речь Хлестакова часто просто бессмысленна, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, как не видят этого и чиновники, ослеплённые страхом.  

Вопрос

Размышляем о прочитанном

3. Каков образ города в "Ревизоре"? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?

Ответ

      Гоголь создаёт образ провинциального города, бедного, захолустного, погрязшего во взятках, обмане, разрухе. Глава города во всём ищет выгоду, ворует и не думает о самом городе. Чиновники тоже воруют, не работают, все заведения города развалены, в суде не судят, в больнице не лечат, в училище не учат. Городничий знает, что чиновники воруют, чиновники знают, что ворует городничий, все друг с другом связаны. Помещики также не упускают возможности что-то украсть, кого-то обобрать, только купцы пытаются работать, но их обирают все, поэтому доход их низок, однако, и они ничем кардинально не отличаются от чиновником, купцы тоже готовы пойти на обман, дать взятку, чтобы получить выгоду.

     Пирамида города: городничий - чиновники - городские помещики - гражданство - купечество.

     Во главе женской пирамиды стоит жена городничего, чуть ниже - дочь городничего, еще ниже - приближенные к ним, в самом низу - остальные.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

4. Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь "ситуацией ревизора" замкнул всех единым, общим чувством - страхом?

Ответ

     Ведущая ситуация комедии - страх. Именно страх не даёт чиновникам возможности думать, адекватно оценивать ситуацию, сохранять разум.

     Гоголь замкнул всех героев ситуацией страха. Все они чего-то да боятся. Хлестаков испугался того, что его высекут или посадят в тюрьму и от страха стал вести себя нахально, вызывающе, чем, собственно, напугал городничего, решившего, что он разгневал ревизора. Городничий и чиновники боятся ревизора, поскольку понимают, что проверки вскроют все их грехи, воровство, поэтому, пребывая в паническом страхе, готовы на всё, что угодно, только бы ревизор ничего не проверял и уехал, они готовы дать ему любую взятку. Купцы боятся городничего, который постоянно их обирает, поэтому готовы также дать взятку Хлестакову, только бы он наказал их обидчика. 

Вопрос

Размышляем о прочитанном

5. Сравним высказывания литературоведов: Г. Гуковский показал, что в "сцене вранья" Хлестаков говорит то, чего от него ждут; В. Ермилов - что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль "ревизора". К какому мнению вы бы присоединились и почему? 

Ответ

     Я разделяю точку зрения Г. Гуковского. Я считаю, что Хлестаков не играет никаких ролей, он точно реагирует на "запрос" общества, он говорит и делает то, что от него ждут окружающие, легко и быстро выдумывает то, что хотят от него слышать. В его лжи нет преднамеренности, продуманности, просчитанной подготовленности. Хлестаков не играл роль ревизора, он не пытался казаться ревизором, не предпринимал действий, которые обязан совершать ревизор, он только позволял другим людям думать, что он ревизор, говорил и делала то, что ему казалось подходящим в сложившейся ситуации, совершенно не задумываясь о том, так ли должен вести себя настоящий ревизор.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

6. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?

Ответ

     Гоголь огорчался, когда зрителям было только смешно при просмотре комедии, потому что его произведение должно было, по замыслу писателя, не только и не столько смешить людей, сколько заставить их задуматься и, впоследствии, переродиться, измениться. Зритель, должен был увидеть пороки и уродства жизни, и не смеяться над ними, а, осознав весь ужас увиденного, начать действовать, предпринимать разные попытки изменить жизнь своей страны, искоренить в ней казнокрадство, взяточничество и иные пороки.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

7. Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был "смех". Как вы это понимаете? О каком смехе - развлекательном или грозном - он размышлял? Что осмеивает это "честное, благородное лицо"?

Ответ

   Говоря о том, что благородным лицом комедии был смех, Гоголь указывает на главную задачу, которую он перед собой ставил - показать и высмеять пороки общества. Ради этого, то есть, с точки зрения Гоголя, ради такого смеха, и писалась им комедия.

     Гоголь имел в виду грозный, обличительный смех.

     Осмеивает Гоголь пороки общества (взяточничество, казнокрадство и др.).

Вопрос

Размышляем о прочитанном

8. Н. В. Гоголь в "Авторской исповеди" писал: "Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье". Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений ("Заколдованное место", "Тарас Бульба", "Ревизор")?

Ответ

     Гоголь писал о том, что его герои - не плод его фантазий, он не выдумывал их. У его героев есть прототипы - реальные люди, отталкиваясь от образа которых, писатель создавал своих героев. Таков Хлестаков, у которого был реальный прототип (история мнимого ревизора была рассказана Гоголю Пушкиным). Таков Тарас Бульба, прототипом которого был реальный воин.

     Кроме того, герои Гоголя могут быть настолько реальны, очеловечены, что читателю кажется - таких людей, действительно, можно встретить в реальной жизни. Таков, например, дед-рассказчик из "Заколдованного места", городничий из "Ревизора".

Вернуться к содержанию учебника