Страница 173 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

170 171 172 173 178 179 180

Вопрос

Литература и другие виды искусства

   Рассмотрите иллюстрации художников П. Соколова, С. Герасимова, Д. Шмаринова к роману А. С. Пушкина. Найдите в тексте и прочитайте эпизоды из романа, изображённые на рисунках. Какие черты характеров героев романа подчёркивают иллюстраторы?

Ответ

     Иллюстрация П. Соколова "Савельич останавливает дуэль". Иллюстратор подчёркивает подлость Швабрина, нанёсшего удар противнику в тот момент, когда он отвлёкся, и готовность Савельича защищать своего господина всегда и везде.

     Иллюстрация Д. Шмаринова, посвящённая уходу Маши за раненым Гринёвым. Художник подчёркивает доброту, заботливость и кротость Маши.

     Иллюстрация С. Герасимова "Гринёв и Маша Миронова". Изображён эпизод чтения Машей письма от отца Петра (с отказом в благословении их брака). Художник подчёркивает спокойствие и смирение Маши и уныние Петра.

     Иллюстрация С. Герасимова изображает эпизод из главы "Мятежная слобода", в котором Гринёв приходит просить у Пугачёва помощи в освобождении Маши. Художник подчёркивает удаль Пугачёва, его напористость, бесшабашность, а в его сподвижниках он подчёркивает злобу.

     Иллюстрация Д. Шмаринова изображает арест Гринёва. Художник подчёркивает расстройство, переживание Петра, его уныние и испуг.

    Иллюстрация П. Соколова изображает момент, когда императрица принимает у себя Машу. Художнику важно было подчеркнуть силу и мощь императрицы и, в тоже время, её снисходительность и человечность.

Вопрос

Творческое задание

   Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в этом произведении? Напишите сочинение-эссе на эту тему.

Ответ

     Вечные проблемы - честь и достоинство человека, гуманное отношение к людям, умение прощать и проявлять милосердие, проблемы выбора, место любви в жизни человека.

    Роман современен именно своими проблемами, поскольку они вечны и значимы для любой эпохи и любого поколения.

Эссе

     Роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка" - произведение на все времена. Любое поколение в любую эпоху может найти в нём ответы на вечные вопросы, тревожащие людей.

     На примере судеб главных героев, автор размышляет о порядочности, долге и чести, о том, каково место любви в жизни человека и на что способен любящий человек, размышляет о том, каким должен быть настоящий гражданин, о том надо ли прощать обидчиков, как поступать с людьми - по закону или позволить себе быть милосердным.

     Пушкин не боится показать, что люди совершают ошибки, но, если человек чист душой и ему присущи понятия чести и долга, порядочности, то он проживёт жизнь достойно. Ярким примером этой убеждённости автора выступает судьба Гринёва.

     На первых страницах романа Гринёв предстаёт несерьёзным, безответственным человеком, который даже за себя самого не может отвечать, но позже он становится другим.

     Первые замечания автора о Петре ироничны, поскольку он рисует молодого человека совершенно не готового к жизни, мечтающего о праздной жизни, но автор не смеются над ним со злостью, а лишь слегка подшучивает, поскольку понимает, что Пётр ещё изменится, а верит он в это, так как видит его доброту и порядочность. 

     Взросление героя происходит постепенно, под влиянием тех событий, которые происходят в его жизни.

     Сначала на него оказывает влияние любовь: Гринёв учится брать ответственность на себя за близкого человека, Машу, не готов мириться с тем, что её оскорбляют. Во время отражения нападения Пугачёва Гринёв сохраняет самообладание и идёт в бой среди немногочисленных смельчаков, не готовых присягнуть самозванцу.

     В отношениях с Пугачёвым Пётр предстаёт порядочным, смелым, честным человеком. Он открыто говорит Пугачёву о том, как к нему относится, не боится просить пощады Маше. Не менее благородно и порядочно поступает он, когда не сообщает о дочери коменданта Миронова в суде, чтобы получить свободу, ярко показывая, что честь любимой ему дороже всего.

      По мере того, как Гринёв взрослеет, Пушкин начинает воспринимать Петра серьёзно, относится к нему уважительно, всё чаще подчёркивает его положительные черты: "будучи от природы незлопамятен", "я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению", "долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству", "но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть её защитником и покровителем", "я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу".

     Таким образом, по ходу повести, Пётр превращается из недоросля в ответственного человека, порядочного и благородного дворянина, который не предаёт честь дворянина и несёт ответственность за родных людей.

     На страницах романа Пушкин представляет и очень противоречивых героев, показывая, тем самым, что в реальной жизни бывает очень сложно дать однозначную оценку человеку и его поступкам, потому что в людях могут уживаться противоречивые качества. Именно таков Пугачёв.

     Пугачёв предстаёт на страницах романа противоречивым человеком. Автор показывает своего героя с разных сторон. Он рисует его как безжалостного убийцу, жестокого и грубого человека. Но, в то же время, показывает, что Пугачёву свойственно милосердие, он уважительно относится к людям, имеющим чувство долга и чести, смелым и открытым, он помнит добро.

     Сложное отношение автора к Пугачёву заявляет о себе в тех описаниях, которые автор ему даёт: "худощав и широкоплеч", "в чёрной бороде его показалась проседь", "лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское".

     Пугачёв прощает дерзкие и правдивые речи Гринёву, потому что видит перед собой гордого, смелого и порядочного человека. Пугачёв понимает, что Гринёв никогда не предаст дворянскую честь и собственное достоинство, и уважает его за это. Кроме того, Гринёв честен, он открыто говорит Пугачёву, что не признаёт в нём царя, что будет воевать против него, потому что он приносил присягу царице, и эти смелость и честность располагают Пугачёва к Гринёву.

     Автор, рассказывая о Пугачёве, использует прямо противоположные характеристики: "злодей", "мошенник", "разбойник", "самозванец", "беглый каторжник", "пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!", "черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого", "я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу", "Пугачёв был в припадке великодушия", "улица моя тесна; воли мне мало", "казалось, суровая душа Пугачёва была тронута". "Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля!" - думал я с досадой, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать". Мысль о нём неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина".

    Сказка об орле, изложенная Пугачёвым, помогает понять его внутреннюю сущность, его потребности и стремления, его понимание смысла жизни. Пугачёв хочет не просто жить свободно, он хочет жить своевольно, только так, как он считает нужным, он хочет царствовать, он не хочет жить как другие - подчиняясь законам и правилам, он хочет сам их устанавливать, проявляя свои волю и желанию. Жить в подчинении (царю, правилам, законам) для Пугачёва - "клевать мертвечину".

     Пугачёв понимает, что впереди у него только казнь, его жизнь скоро завершится, поэтому он стремится прожить её так, как он сам того хочет.

      Много размышляет Пушкин в романе о том, что же такое честь. Пушкин стремился показать в романе таких положительных героев, которые сохраняют честь: Гринёв - честь дворянина, Савельич - честь крепостного, капитан Миронов - честь офицера, Василиса Егоровна - честь жены.

     Утверждает Пушкин и мысль  о том, что в каких бы сложных обстоятельствах ни оказался человек, в какую бы жестокую эпоху ему ни пришлось жить, он должен сохранять человечность и быть милосердным. Человечность проявляют многие герои романа, особенно ярко видно это в общении людей: Пугачёв проявляет человечность по отношению к Гринёву и Маше, императрица - по отношению к Гринёву, сам Гринёв - по отношению к Савельичу, Маше, даже Швабрину (прощая его после подлости на дуэли).

      Выводит на страницах романа автор и героя, который руководствуется в своей жизни исключительно подлостью, - Швабрин. Для Швабрина нет ничего святого, понятия долга и чести ему чужды, он готов предать близких и свои взгляды, ради выгоды. Он выступает глубоко непорядочным человеком, трусливым и слабым духом. Именно поэтому он одинок, его никто не любит, о нём никто не жалеет, он никому не нужен.

     Мне кажется, что всё сказанное выше выступает ярким доказательством того, что Пушкин поднимает в своём романе вечные проблемы, которые и делают звучание произведения современным в любую эпоху.

Вопрос

Опыт литературоведческого исследования

1. Сопоставьте отрывки из книги "История Пугачёвского бунта" Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте "Капитанской дочки" (например, рассказ отца И. А. Крылова, участника этих исторических событий)?

Сравните портреты Пугачёва в романе и в "Истории Пугачёвского бунта". В чём сходство и в чём разница?

Известный историк В. О. Ключевский признавал, что в "Капитанской дочке" больше истории, чем в "Истории Пугачёвского бунта". Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Ответ

     В "Капитанской дочке" художественно воспроизведена история предателя-дворянина Шванвича (образ Швабрина), представлен генерал Рейнсдорп (в образе Андрея Карловича Р.).

     В книге "История Пугачёвского бунта" Пушкина и в романе частично  (не полностью) совпадают описания Пугачёва, указание на то, что некоторые солдаты царской армии присягнули Пугачёву, описания его сподвижников.

     Портрет Пугачёва в "Истории Пугачёвского бунта" чёткий и точный, без эмоциональной окраски, а портрет в романе дан художественно, читая его, понимаешь, какого отношение автора к своему герою. Совпадают в описаниях следующие черты Пугачёва: худощавый, чёрная борода, белое пятно на левом виске.

     Известный историк В. О. Ключевский признавал, что в "Капитанской дочке" больше истории, чем в "Истории Пугачёвского бунта".

     Мне кажется, что Ключевский прав, и вот почему. В "Истории Пугачёвского бунта" автор воспроизводит историю такой, какой она была, старается точно описать исторические (то есть реальные для определённого периода) события. В романе же "Капитанская дочка" помимо исторических событий воспроизводится ещё одна "история" - история взросления души (речь идёт о Гринёве), следовательно, в романе две исторические линии, которые постоянно взаимодействуют и переплетаются, а в исторической повести - одна.

Вопрос

Опыт литературоведческого исследования

2. Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными историческим событиям. В любом произведении, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определённой эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Согласны ли вы с этим суждением? Постарайтесь на примерах произведений разных жанров одного писателя подтвердить эту точку зрения. Подготовьте сообщение по этой проблеме в письменной или устной форме.

Ответ

     Внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными историческим событиям. В любом произведении, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определённой эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Кроме того, не существует в подобном случае ограничения жанра произведений.

     Так, например, А. С. Пушкин положил исторические события в основу многих своих произведений, но не ограничился описаниями исключительно событий истории ни в одном из них.

     В поэме "Медный всадник" автор воспроизводит историческую эпоху правления Петра I и воссоздаёт образ императора как человека.

     В стихотворении "Песнь о вещем Олеге" поэт выводит исторического героя, и одновременно показывает два разных человеческих характера - вспыльчивого, несколько высокомерного, князя и молчаливого, мудрого волхва.

     В повести "Станционный смотритель" Пушкин достаточно подробно описывает жизнь и деятельность людей конкретной профессии XIX века и особенности характеров людей разных сословий, живущих в XIX веке и их взаимоотношений.

     А в романе "Капитанская дочка" Александр Сергеевич идёт ещё дальше и показывает, как конкретное историческое событий врывается в судьбу человека и заставляет его менять свою жизнь, принимать судьбоносные решения.

Вернуться к содержанию учебника