Упражнение 76 - ГДЗ Русский язык 9 класс. Бархударов, Крючков. Учебник. Страница 41

Вернуться к содержанию учебника

73 74 75 76 77 78 79

Вопрос

     Чем отличаются тезисы от конспекта? Составьте конспект и тезисный план статьи И. Гончарова «Мильон терзаний».

Ответ

И. Гончаров "Мильон терзаний"

Тезисный план

  1. Комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе.
  2. "Горе от ума" переживёт ещё много эпох.
  3. Грамотная масса, не найдя недостатков, разнесла рукопись на стихи, полустишья.
  4. Критики решили, что это образцовое произведение.
  5. Сложилось твёрдое представление о всех персонажах, кроме Чацкого.
  6. В двадцати лицах отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва.
  7. Персонажи пьесы будут вечно мелькать в московском обществе.
  8. Главная роль - роль Чацкого.
  9. Чацкий умнее всех.
  10. В отличие от Онегина и Печорина Чацкий готов служить.
  11. Образовались два лагеря: лагерь Фамусовых и один Чацкий.
  12. Комедия даёт Чацкому "мильон терзаний", Фамусова оставляет в том же положении.
  13. К Софье Павловне трудно отнестись несимпатично.
  14. Исполнение комедии на сцене невозможно без применения артистами творчества.

Конспект

    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается живучестью от других произведений.
    Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый «храм бессмертия». Онегин и Печорин каменеют, комедия «Недоросль» Фонвизин, отслужив свою службу, обратилась в исторический памятник. А «Горе от ума» , пережило их и все живет своею нетленною жизнью и не утратит своей жизненности. 
     Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, грамотная масса оценила ее фактически, разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия. 
     Пьеса выдержала и это испытание, сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом из них покровителя, критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы, перейдя из книги в живую речь.
     Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии.
     Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое?
     Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, жгучая сатира и вместе с тем и комедия, захватывающая длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва с  художественною, объективною законченностью и определенностью.
     Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием, у него есть и сердце, и притом он безукоризненно - это человек не только умный, но и развитой, с чувством.
     Чацкий готовился серьезно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошёлся - не трудно догадаться почему. «Служить бы рад, - прислуживаться тошно», - говорит он сам. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену. Он и в Москву, и к Фамусову приехал только к одной Софье.
     После резкого монолога Чацкого: «А судьи кто?» завязывается другая борьба, важная и серьёзная, целая битва. Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям» наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам». Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу. Не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей «ум» Чацкого разразился в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики. Нужен был только взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий - в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России.
     Чацкий, если и обманулся в своих личных ожиданиях, то брызнул сам на заглохшую почву живой водой - увезя с собой «мильон терзаний» - терзаний от всего: от «ума», от «оскорблённого чувства». Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
     В игре вообще нельзя претендовать на историческую верность. Поэтому необходимо артисту прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова. Это первое, то есть главное сценическое условие. Второе - это язык. В таких высоких литературных произведениях исполнение должно быть наиболее литературное.


Вернуться к содержанию учебника