Упражнение 625 - ГДЗ Русский язык 7 класс. Баранов, Ладыженская. Учебник часть 2. Страница 136

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

622 623 624 625 626 627 628

Вопрос

№625 учебника 2022-2024 (стр. 136):

Прочитайте и озаглавьте текст. Разбейте его на абзацы. Как вы думаете, какие мысли доносит до нас автор? Какими выразительными средствами он пользуется, чтобы описать церкви? Как автор характеризует псковские и новгородские церкви, московские храмы, северные деревянные церкви? Согласны ли вы с тем, что доброта - одно из главных качеств человека? Какие качества человека вам кажутся важными? Напишите об этом сочинение-рассуждение.

   Мне не кажутся правильными банальные характеристики новгородских и псковских церквей как преисполненных только силы и мощи, как грубых и лаконичных в своей простоте. Для этого они слишком невелики. Руки строителей словно вылепили их, а не "вытягивали" кирпичом и не вытёсывали их стены. Поставили их на пригорках - где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озёр, приветливо встречать "плавающих и путешествующих". Их строили в единении с природой, не чертили предварительно планы на пергаменте или бумаге, а делали чертёж прямо на земле и потом уже вносили поправки и уточнения при самом строительстве, присматриваясь к окружающему пейзажу. И вовсе не противоположны этим простым и весёлым строениям... московские церкви. Пёстрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые и приветливые, они поставлены словно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку. Недаром в древних памятниках, хваля церкви, говорили: "Храмы веселуются". И это замечательно: все русские церкви - это весёлые подарки людям, любимой улочке, любимому селу, любимой речке или озеру. И как всякие подарки, сделанные с любовью, они неожиданны: неожиданно возникают среди лесов и полей, на изгибе реки или дороги. Московские церкви XVI и XVII веков не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и очи - окна с бровками или без них. <...> Среди многовёрстных лесов, в конце длинной дороги возникают северные деревянные церкви - украшение окружающей природы. Не случайно так любили в Древней Руси и некрашеное дерево - тёплое и нежное при прикосновении. Деревянная изба и до сих пор полна деревянных вещей - в ней не ушибёшься больно и вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодком. Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое. Всё это говорит не о лёгкости жизни, а о той доброте, с которой человек встречал окружающие его трудности. Древнерусское искусство преодолевает... расстояния между людьми, мирит его с окружающим миром. Оно - доброе. <...> Хороший в русском языке - это прежде всего добрый. "Пришлите мне чтения доброго", - пишет своей жене в берестяной грамоте один новгородец. Доброе чтение - хорошее чтение. И товар добрый - это хороший товар, добротный. Доброта - это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. В старое время, в Древней Руси, доброго человека не назовут глупым. Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по-умному и своё в жизни получит. Дурачок русских сказок уродливого Коня-Горбунка приласкает и Жар-птицу, прилетевшую пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту всё, что нужно. Доброта - она всегда умная. Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха. <...> Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключён, не в плутовстве, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. <...> Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

(Д. Лихачёв "Избранное.

Мысли о жизни, истории, культуре")

Ответ

№625 учебника 2022-2024 (стр. 136):

     Заголовок: Доброта в древнерусском искусстве.

     Главная мысль: доброта - основа русского искусства; добро несут в себе все произведения древнерусского искусства.

     Выразительные средства, использованные для описания церквей: сравнения (руки строителей словно вылепили их; церкви,  как цветущие кусты; церкви поставлены словно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку; русские церкви - это весёлые подарки людям); эпитеты (пёстрые и асимметричные, золотоглавые  церкви; весёлые подарки), олицетворение (приветливые церкви; у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и очи - окна с бровками или без них).

     Новгородские и псковские церкви: Руки строителей словно вылепили их, а не "вытягивали" кирпичом и не вытёсывали их стены. Поставили их на пригорках - где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озёр, приветливо встречать "плавающих и путешествующих". Их строили в единении с природой, не чертили предварительно планы на пергаменте или бумаге, а делали чертёж прямо на земле и потом уже вносили поправки и уточнения при самом строительстве, присматриваясь к окружающему пейзажу. И вовсе не противоположны этим простым и весёлым строениям... московские церкви. Пёстрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые и приветливые, они поставлены словно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку.

     Московские храмы: Московские церкви XVI и XVII веков не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и очи - окна с бровками или без них.

     Северные деревянные церкви: Среди многовёрстных лесов, в конце длинной дороги возникают северные деревянные церкви - украшение окружающей природы.

     Я согласен с тем, что доброта -одно из важных качеств человека.

    Мне не кажутся правильными банальные характеристики новгородских и псковских церквей как преисполненных только силы и мощи, как грубых и лаконичных в своей простоте. Для этого они слишком невелики. Руки строителей словно вылепили их, а не "вытягивали" кирпичом и не вытёсывали их стены. Поставили их на пригорках - где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озёр, приветливо встречать "плавающих и путешествующих". Их строили в единении с природой, не чертили предварительно планы на пергаменте или бумаге, а делали чертёж прямо на земле и потом уже вносили поправки и уточнения при самом строительстве, присматриваясь к окружающему пейзажу.

     И вовсе не противоположны этим простым и весёлым строениям... московские церкви. Пёстрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые и приветливые, они поставлены словно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку. Недаром в древних памятниках, хваля церкви, говорили: "Храмы веселуются". И это замечательно: все русские церкви - это весёлые подарки людям, любимой улочке, любимому селу, любимой речке или озеру. И как всякие подарки, сделанные с любовью, они неожиданны: неожиданно возникают среди лесов и полей, на изгибе реки или дороги.

     Московские церкви XVI и XVII веков не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и очи - окна с бровками или без них. <...>

     Среди многовёрстных лесов, в конце длинной дороги возникают северные деревянные церкви - украшение окружающей природы.

     Не случайно так любили в Древней Руси и некрашеное дерево - тёплое и нежное при прикосновении. Деревянная изба и до сих пор полна деревянных вещей - в ней не ушибёшься больно и вещь не встретит руки хозяина или гостя неожиданным холодком. Дерево всегда тёплое, в нём есть что-то человеческое.

     Всё это говорит не о лёгкости жизни, а о той доброте, с которой человек встречал окружающие его трудности.

     Древнерусское искусство преодолевает... расстояния между людьми, мирит его с окружающим миром. Оно - доброе. <...>

     Хороший в русском языке - это прежде всего добрый. "Пришлите мне чтения доброго", - пишет своей жене в берестяной грамоте один новгородец. Доброе чтение - хорошее чтение. И товар добрый - это хороший товар, добротный.

     Доброта - это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

     В старое время, в Древней Руси, доброго человека не назовут глупым. Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по-умному и своё в жизни получит. Дурачок русских сказок уродливого Коня-Горбунка приласкает и Жар-птицу, прилетевшую пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту всё, что нужно. Доброта - она всегда умная. Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха. <...> Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключён, не в плутовстве, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. <...> Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Сочинение-рассуждение

     Я больше всего ценю в человеке доброту, честность и порядочность. И вот почему.

     Добрый человек всегда расположен к другим людям, он видит в них хорошее, верит в то, что в каждом из нас есть что-то светлое и чистое. Добрый человек не склонен осуждать, а всегда старается понять другого человека и помочь ему. А ведь это так важно, когда тебя не обвиняют в твоих ошибках, а помогают и поддерживают, находя для тебя слова одобрения.

     Честность для меня важна, поскольку, на мой взгляд, она выступает свидетельством того, что тебя уважают. Если человек честен с другим, значит, он видит в другом равного себе. Кроме того, честный человек - сильный духом человек, ведь далеко не каждый готов честно признавать свои ошибки и просчёты.

     Наконец, порядочность я ценю, потому что именно этим качеством, по-моему, определяется надёжность человека. На порядочного человека можно положиться, ему можно доверять, потому что ты знаешь, что такой человек никогда не совершит подлость за твоей спиной.

     Вот три таких простых и понятных качества, которые, казалось бы легко увидеть в характере любого человека, но которые так редко встречаются в людях, а потому оцениваются мной так высоко.


Вернуться к содержанию учебника