Вернуться к содержанию учебника
Страница 85
1. Прочитайте репортаж Зиновия Папе́рного. Определите отношение автора к поведению человека в общественном месте, в данном случае в метро. Найдите языковое выражение авторской иронии.
НАЕДИНЕ С ТОЛПОЙ
Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.
Невозможно уже решать вопросы этики, морали, норм поведения по формуле «человек в отношении к человеку», не учитывая того, что этот самый человек сталкивается с великим множеством себе подобных на стадионе, в кинотеатре и так далее, не говоря уже о тому подобном.
Итак, человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.
Наедине с толпой.
Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.
Редкая поездка по столице обходится без метро. Высокие, тяжёлые двери безостановочно хлопают. Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то полуджазовое, толкает дверь ногой. Богатырское движение! Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
Вышли на платформу. Приближается поезд. Нам предстоит сесть в вагон. Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. Но обратите внимание вот на ту женщину перед дверьми. Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет из вагона последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. А если женщины, то либо такие старые, что им уже не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. <...>
Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем их больше, чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
2. Рассмотрите композицию: выделите зачин, центральную часть, концовку. Обратите внимание на различия в использовании форм глагола в центральной части репортажа и в частях, обрамляющих её, — зачине и концовке.
Обратимся к темам:
Вернуться к содержанию учебника