Страница 43 - ГДЗ Литература 6 класс. Полухина, Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

37 38 40 43 44 50 51

Выберите год учебника

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Фонохрестоматия

"Ларчик"

1. Какими средствами выразительного чтения актёр выявил позицию баснописца?


Стр. 43 учебника 2023-2024:

Проверьте себя

   В чём "тайна всевластия" былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и статью учёного-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     Позицию баснописца актёр выражает своим чтением: описание "труда" механика он читает с лёгкой насмешкой, интонационно он выделяет мораль (в начале басни), эмоциональный накал приходится на фразу "И как открыть его, никак не догадался", её актёр интонационно выделяет, произносит громко, эмоциональна, а потом очень спокойно и ровно заканчивает: "А Ларчик просто открывался", тем самым подчёркивая тот факт, что механик глуп.


Стр. 43 учебника 2023-2024:

     "Тайна всевластия" былин в том, что они были тесно и неразрывно связаны с укладом жизни русского человека.

     Былины - произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

     Былины, наравне со всеми иными жанрами устного народного творчества, были неразрывно связаны со всем укладом жизни русских людей. Именно поэтому они дожили до наших дней и не перестают привлекать внимание читателей, ведь, как точно отметил М. Горький: "Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества..."

     Действие былин происходит в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче, в просторных каменных палатах, на улицах, в церкви, на княжеском дворе.

   Певцы-былинники воспевали широту Русской земли. Знали они и о далёких землях, но о них лишь упоминали вскользь.

     Обилие достоверных черт древнего быта и жизни придаёт былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов, описываются настенные украшения в парадных жилищах, нарядная одежда героев, древнерусские праздники, кони и конские упряжи, корабли. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи.

     Кроме древнего быта, певцы старались отразить в былинах думы и чувства народа, описать русских богатырей, предстающих перед читателями в образе бесстрашных и сильных защитников земли русской.

     В былинах развивалась мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов. Примером верности воинскому долгу выступают в былинах богатыри (Добрыня Никитич, Илья Муромец). Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягает на её свободу.

     Поскольку былины рассказывали о жизни русского народа, в них нашли отражение не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, сватовство, конные состязания, торговля, путешествия, споры и кулачные бои, увеселения, скоморошья игра. Но и такие былины призваны были не только развлекать: певцы учили и наставляли, делились со слушателями сокровенными думами о том, как следует жить. Например, в былине о землепашце Микуле и князе Вольге, певец, размышляя о жизни, приходит к выводу о том, что будничный труд крестьянина можно поставить выше воинского.

     Эпоха, воспроизводимая на страницах былин, сказалась и на внешней стороне былин: на их художественном строе, ритме, строении стиха. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание ещё не отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.

     Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций.

     Песенные строки легки и естественны: повторение отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения, постоянные эпитеты.

     Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но певцы не отказывались от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов.

     Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях, поскольку мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былин.

Устали от домашки? Отдохните!
Поиграйте в игры на сайте >>>

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Фонохрестоматия

"Ларчик"

2. Как вы считаете, выражено ли в тексте басни отношение автора к "механики мудрецу"? Обоснуйте своё мнение цитатами из текста басни.

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     Автор выражает своё отношение к "механику мудрецу".

     Крылов с насмешкой к нему относится, на это указывают насмешки героев ("Не смейтесь так исподтишка!", "Те шепчутся, а те смеются меж собой"). Автор представляет механика как глупого и хвастливого человека ("А я берусь открыть; да, да, уверен в этом"), который не видит очевидных вещей - "Ларец с секретом, / Так; он и без замка". Насмешка, ирония автора над всеми пустыми попытками механика открыть ларец звучат в словах: ""Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвётся. / потел, потел; но наконец устал, / От ларчика отстал / И, как открыть его, никак не догадался".

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Фонохрестоматия

"Ларчик"

3.  Подготовьте выразительное чтение басни. Постарайтесь найти особые интонации для описания Ларчика, для заносчивой речи "мудреца", для описания процесса поиска "секрета" и реакции окружающих на этот процесс, для финала басни, ёмкого, краткого ставшего поговоркой.

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     Отрабатывая выразительное чтение басни, помните о том, что описание ларчика надо читать с восхищением; слова механика напыщенно, высокомерно, гордо и надменно, а слова автора спокойно и иронично.

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали басни И. А. Крылова и статьи литературоведа о них. Подготовьте каждую басню для выразительного чтения или инсценирования. Одну из басен выучите наизусть.

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Задание выполняется самостоятельно.

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

2. Что было причиной появления басни "Осёл и Соловей"? Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? Чем восхищались современники? Почему особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей?

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     Причиной появления басни "Осёл и Соловей" был случай, произошедший с самим Крыловым.

     Один вельможа пригласи к себе баснописца и попросил прочесть свои басни. Крылов прочёл несколько своих басен и одну, заимствованную из Лафонтена. Вельможа выслушал и сделал ему замечание: "Почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?". Возвратясь домой, задетый за живое Крылов, написал басню "Осёл и Соловей".

     Баснописец заставляет читателей смеяться над глупостью и невежеством людей, которые считают себя специалистами в той или иной области, а, на самом деле, ничего не смыслят в том, о чём говорят и что оценивают.

     Современники восхищались мастерством Крылова-рассказчика, отмечали удивительную "естественность в изображении характеров", проявленную Крыловым.

     Крылову было важно показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей, чтобы ещё ярче показать невежественность Осла. Читатель убеждается в том, что Соловей талантлив, поэтому мнение Осла представляется ему совершенно некомпетентным.  

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

3.  Что хотел сказать И. А. Крылов басней "Листы и Корни"? В чём разница басен Крылова и Муравьёва? Какая точка зрения вам ближе и почему?

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     В басне И. А. Крылова "Листы и Корни" можно увидеть философский и общественный смыслы. С точки зрения общественной, Крылов писал басню о крестьянах и дворянах и проводил мысль о том, что дворяне должны уважительно относиться к крестьянам и их труду, потому что их благосостояние напрямую зависит от труда и умений простых людей. Если же рассматривать басню с философской точки зрения, то становится понятно, что в ней высмеиваются хвастовство и надменность людей, унижающих тех, за счёт кого они живут и процветают.

     Разница басен Крылова и Муравьёва заключается в следующем: Муравьёв утверждал, кто процветание общества и государства зависит от верхушки (дворян, Листов), а бунт и возмущение низов (крестьян, Корней) только подрывает прочность государства. Крылов же писал о другом. Он признавал важность каждого сословия (дворян и крестьян), поэтому его Корни (крестьяне) не бунтуют против Листов (дворян) и не осуждают их за красоту, но осуждают их за хвастовство и надменность, за неумение и нежелание ценить чужой тяжёлый труд.

     Процветание государства, с точки зрения Крылова, и в этом её кардинальное отличие от позиции Муравьёва, зависит не только от дворян (Листов), но и от крестьян (Корней).

     Мне ближе позиция Крылова, я согласен с тем, что если кто-то процветает за счёт других, то должен уважительно относиться к этим другим.

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

4. Над чем смеётся баснописец в басне "Ларчик"? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове "просто" или "открывался")? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     Баснописец в басне смеётся над пустым и излишним мудрствованием, над хвастовством, над поиском сложного там, где всё просто и логично.

     Если мы поставим ударение на слово "просто", то мы укажем на то, что Ларчик открывается просто, несложно. Если же мы поставим ударение на слово "открывался", то, тем самым, мы укажем на то, что Ларчик не был закрыт.

Вопрос

Стр. 43 учебника 2011-2018:

Размышляем о прочитанном

5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.

Ответ

Стр. 43 учебника 2011-2018:

     В тех баснях, которые размещены в учебнике, Крылов высмеивает следующие пороки людей: невежество, глупость, хвастовство и надменность, излишнее мудрствование, спесь и бахвальство.

Вернуться к содержанию учебника