Страница 72 - ГДЗ Литература 8 класс. Коровина, Журавлев, Коровин. Учебник часть 2

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

68 70 71 72 73 74 80

Вопрос

Размышляем о прочитанном

1. Какие события древней истории легли в основу стихотворения О. Э. Мандельштама?

Ответ

    В основу стихотворения легли события длительной войны между греками-ахейцами и троянцами, разгоревшейся из-за того, что троянец Парис похитил жену царя Спарты Менелая - Елену.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

2. В каких строчках заключена, по вашему мнению, главная мысль этого произведения? Попробуйте найти в тексте стихотворения дополнительные аргументы в пользу утверждения, что "всё движется любовью".  

Ответ

     Главная мысль выражена в строке "...всё движется любовью".

     Аргументы из стихотворения в пользу утверждения, что "всё движется любовью": "На головах царей божественная пена", "...Когда бы не Елена, / Что Троя вам одна, ахейские мужи?", "И море, и Гомер - всё движется любовью".

Вопрос

Размышляем о прочитанном

3. Какое состояние привело автора к ночным размышлениям? Каким образом в сознании поэта объединяются история и современность?

Ответ

     Автора привела к ночным размышлениям бессонница.

     Мандельштам считал, что история не умирает со своим веком, а несёт свою красоту и своеобразие сквозь века. Современный человек может "входить" в историю, изучая её, очаровываться ею, находить связь между прошлым и настоящим.

Вопрос

Размышляем о прочитанном

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратите внимание на его музыкальность, торжественный ритм "русского гекзаметра" (шестистопный ямб с цезурой).

Ответ

     Читайте стихотворение неторопливо, размеренно, задумчиво, с нотками лёгкой грусти.

Вопрос

Опыт литературоведческого исследования

   Подготовьте письменный сопоставительный анализ стихотворений Н. С. Гумилёва "Современность" и О. Э. Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...". Обратите особое внимание на то, какие художественные средства (ритм, размер, лексика, тропы и т. д.) используют поэты для выражения идеи произведений.

Ответ

     В своём стихотворении "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..." О. Э. Мандельштам обращается к прошлому. В основу стихотворения легли события длительной войны между греками-ахейцами и троянцами, разгоревшейся из-за того, что троянец Парис похитил жену царя Спарты Менелая - Елену.

     Обращение поэта к истории Трои не случайно, Античность выступала основой поэзии Мандельштама.

     В своём стихотворении поэт объединил историю и миф: герой читает поэму Гомера "Илиада". Чтение поэмы заставляет поэта соотнести историю и современность.

     Мандельштам считал, что история не умирает со своим веком, а несёт свою красоту и своеобразие сквозь века. Современный человек может "входить" в историю, изучая её, очаровываться ею, находить связь между прошлым и настоящим.

     Главная мысль выражена в строке "...всё движется любовью". Именно любовь, с точки зрения поэта, - основа жизни человека и мироздания.

     Написано стихотворение шестистопным ямбом, близким греческому гекзаметру. Именно этот размер придаёт стихотворению торжественность и размеренность. Кроме того данный размер словно разламывает каждую строку пополам, создавая особый ритм с паузой посередине строки.

     Ведущие художественные приёмы Мандельштама: эпитеты (чужие (рубежи), божественная (пена), с тяжким (грохотом)); метафоры ("Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный").

     Мандельштам, использует книжную, высокую лексику (сей, витийствуя, изголовье), большое количество слов, связанных с Античной эпохой (Эллада,, Троя, ахейские мужи, Гомер), что позволяет ему воссоздавать дух эпохи, о которой он пишет.

     Толчком для написания стихотворения Н. С. Гумилёва "Современность" также становится "Илиада" Гомера, которую он, как и Мандельштам, читает ночью.

    Гумилёв, подобно Мандельштаму, задаётся вопросом и соотнесённости прошлого и настоящего, но выходит на иную мысль - движение истории идёт по спирали, что было когда-то обязательно повторится в будущем.

     Главная мысль стихотворения Гумилёва - всё в жизни проходит и приходит, нельзя зацикливаться на чём-то одном, потому что оно уйдёт.

     Настроение Гумилёва перекликается с настроением Мандельштама. Оба поэта задумчивы и лиричны.

     Ведущие художественные приёмы Гумилёва: эпитеты (испытующий (взор), отвечающих (взоров), в серебряных (льдах)); метафоры ("Одиссеев во мгле пароходных контор", "Агамемнонов между трактирных маркёров"); сравнение ("как Дафнис и Хлоя").

     Стихотворение написано четырёхстопным анапестом с перекрёстной рифмой.

    Гумилёв, как и Мандельштам, использует книжную, высокую лексику (трепетало, испытующий, взор, колышет), большое количество слов, связанных с Античной эпохой (Дафнис, Хлоя, "Илиада", Агамемнон), что позволяет Гумилёву словно воссоздавать историю, соединяя её с современностью, подчеркивать повторяемость истории. Благодаря высокой лексике стихотворение обретает возвышенный, торжественный характер.

Вернуться к содержанию учебника