Вернуться к содержанию учебника
Размышляем о прочитанном
2. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили на пир, потому что из царской кладовой пропало двенадцатое золотое блюдо. Колдунью отомстила царю - она предсказала дочери царя смерть в шестнадцать лет от укола веретена. Царевну спасла добрая чародейка, изменив предсказание - теперь царевна должна была не умереть, уколовшись веретеном, а уснуть на триста лет, вместе со всеми жителями царства. От многовекового сна царевну пробудил царский сын.
Размышляем о прочитанном
3. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Если бы данная сказка была бы народной, то её следовало бы отнести к волшебным сказкам.
Близкое народным сказкам:
1. Типичное сказочное начало - "жил-был".
2. Присказка - "что ни в сказке рассказать, ни пером не описать".
3. Постоянные эпитеты - "добрый час", "глубокий сон", "дремучий лес", "губы алые".
4. Повторы - "давным-давно",
5. Просторечные слова - "оплошал", "собралися", "глядь", "детина", "раскрывши рот".
6. Сказочная концовка - "...и я там был и вино и пиво пил; по усам вино бежало, в рот ни капли не попало".
Отличия:
1. Книжные, литературные выражения: "он, конечно, был пророк", "пир знатный", "есть причина тут", "знать об этом не дано", " с свитой ловчих разъезжал", "молодёжь", "светлой змейкой ручейки вьются, пенятся, журчат", "зданье - чудо старины", "молод цвет её ланит", "меж ресницами блестит пламя сонное очей".
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского "Спящая царевна". Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
Мне понравилась иллюстрация к сказке В. А. Жуковского "Спящая царевна" художника В. Васнецова. На этой картине изображена спящая царевна. Она лежит на высокой кровати, её рука бессильно упала. вокруг царевны все тоже спят. За спальней видны тёмные ели.
Эта картина мне запомнилась, она очень удивила меня тем, как художник сумел передать атмосферу сна. Смотришь на картину и точно попадаешь в сонное царство, кажется, что здесь спят все и всё.
Фонохрестоматия
В. А. Жуковский. "Спящая царевна"
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтение сказки литературной? Чем? Почему?
Художественное чтение литературной сказки отличается сказывания народных сказок. Во-первых, чтение литературной сказки более разнообразно в интонациях, потому что сказка авторская содержит в себе разнообразные конструкции, слова, фразы, которые относятся к разным стилям и жанрам, а народная сказка пишется в одном стиле - народном. Во-вторых, авторская сказка читается более плавно и мелодично, потому что она написана в стихотворной форме и предполагает наличие рифм.
Фонохрестоматия
В. А. Жуковский. "Спящая царевна"
2. Как актёр передаёт характер злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Чтобы передать характер злой чародейки, актёр делает свою речь резкой, обрывистой, грубой, пугающей, придавая устрашающее звучание словам.
Чтобы передать характер доброй чародейки, актёр делает свою речь плавной, мягкой, нежной, спокойной, чтобы передать голосом доброту, покой и веру в хорошее.
Фонохрестоматия
В. А. Жуковский. "Спящая царевна"
3. Прочитайте описание "сонного царства" так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
При подготовке выразительного чтения отрывка, старайтесь следить за тем, чтобы ваше чтение шло в медленном темпе, было плавным и спокойным, без ярких эмоций и переходов.
Фонохрестоматия
В. А. Жуковский. "Спящая царевна"
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Когда, после описания сонного царства, актёр переходит к рассказу о царском сыне, его интонация заметно меняется. В речи актёра появляются активность, жизнь, задор, сила - всё это вносит царевич. Он, живой, сильный, подвижный, вносит жизнь в царство сна.
Когда же царевич входит в спящее царство, в интонации актёра появляется удивление, которое передаёт главную эмоцию царевича, попавшего в царство сна.
Наконец, когда царевич видит спящую царевну, чтец передаёт своими интонациями новые эмоции героя - царевич перестаёт удивляться и начинает любоваться красотой царевны.
Фонохрестоматия
В. А. Жуковский. "Спящая царевна"
5. Послушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные описания в народных сказках?
Фонохрестоматия
В. А. Жуковский. "Спящая царевна"
6. Сравните описания "сонного царства" и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае и движение, оживление во втором.
Чтобы передать умиротворённость, неподвижность, читайте текст спокойно, плавно, можно даже монотонно, не добавляйте эмоции.
Чтобы передать движение и оживление, читайте текст активно, ярко, эмоционально, выделяйте интонацией слова, называющие действия.
Вернуться к содержанию учебника