Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№181 учебника 2022-2024 (стр. 97):
Подготовьте сообщение об одном из национальных праздников народов России (русских, башкир, удмуртов, осетин, коми, карелов и др.) и выступите с ним. Вы можете использовать книги, свои наблюдения, сведения из Интернета и т. д.
№181 учебника 2019-2022 (стр. 89):
Найдите фразеологизмы в басне И. Крылова. Как вы понимаете их значение? Для чего автор их использует?
Когда-то, по весне, зверями
В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,
Хоть можно б выбрать тут другого поверней. <...>
Мой Мишка потаскал весь мёд в свою берлогу.
Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. <...>
А Мишенька и ухом не ведёт:
Со светом Мишка распрощался,
В берлогу тёплую забрался,
И лапу с мёдом там сосёт
Да у моря погоды ждёт.
№181 учебника 2011-2018 (стр. 103):
Прочитайте текст. Ознакомьтесь с планом к нему. В какой части плана есть подпункты? Разделите текст на три абзаца в соответствии с планом. В каком значении употреблено выделенное словосочетание?
В СТАРИННОЙ СЕВЕРНОЙ ИЗБЕ
План
1. Вход в горницу.
2. Просторная и красивая горница:
а) небогатая обстановка комнаты;
б) искусные украшения.
3. Народное искусство живёт и сегодня.
Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы входим в просторную горницу. Вдоль стен – липовые лавки, треть комнаты занимает кирпичная печь. Около неё висит льняное вышитое полотенце. Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди. Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.
№181 учебника 2022-2024 (стр. 97):
Йыйын
Одним из древних крупных башкирских праздников, дошедших до наших дней, является йыйын – в переводе с башкирского языка «сход», «сбор». Как видно уже из самого названия, так башкиры называли событие, на котором собирались представители родов, чтобы решить наиболее важные вопросы. Всеобщий сбор не зависел от времени года и не входил в число традиционных календарных праздников, а проводился в связи с необходимостью решения важных проблем.
Йыйын возник в древности, как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение вопросов войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочевок, улаживания мирным путем межродовых трений, споров. Позднее на йыйынах также решались земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища.
Йыйыны были массовыми, на них собиралось гораздо больше народа, чем на другие праздники. Как рассказывается в легендах, проводили йыйыны даже в голодные годы. Главное слово на йыйынах произносили аксакалы (дословно «белобородые») – старейшины рода, способные дать оценку событиям и явлениям, высказать мудрые мысли, взять на себя ответственность за принимаемые решения.
№181 учебника 2019-2022 (стр. 89):
В басне есть фразеологизмы:
Автор использовал в басне эти фразеологизмы, чтобы придать речи выразительность, с юмором передать образ медведя и зверей.
№181 учебника 2011-2018 (стр. 103):
В старинной северной избе
Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы входим в просторную горницу.
Вдоль стен - липовые лавки, треть комнаты занимает кирпичная печь. Около неё висит льняное вышитое полотенце. Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки.
Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди.
Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.
Вернуться к содержанию учебника