Вернуться к содержанию учебника
Страница 96
Прочитайте главу из книги русского композитора и педагога Д. Кабалевского «Про трех китов и про многое другое". Какие секреты общения с читателями использует автор? Помогает ли на звание главы понять авторский замысел? Что нужно чтобы музыка стала настоящим, живым искусством?
Удручающая тишина пустого зала
Если я спрошу вас, с чего начинается музыка, вы наверняка ответите мне: с музыкального произведения, с того, кто музыку сочиняет, то есть с КОМПОЗИТОРА. И вы будете правы: если нет музыкального произведения, кем-то сочинённого, то о какой же музыке вообще может идти речь!
Но теперь подумайте: если даже самый замечательный композитор написал самое замечательное произведение, но произведение это лежит у него в ящике стола или в портфеле, получилась ли музыка как живое искусство?
Ну, разумеется, не получилась!
Кто придёт на помощь композитору? Кто станет в один ряд с ним? Не сомневаюсь, что все вы ответите без колебаний: ИСПОЛНИТЕЛЬ. Конечно, исполнитель — певец или пианист, скрипач или баянист, или даже целый хор, или большой симфонический оркестр.
Теперь музыкальное произведение не только написано, но и исполнено. И даже допустим, что исполнено прекрасно. Получилось теперь настоящее, живое искусство?
Кто-то думает, что получилось. Да?
А ну-ка, представим себе такую картину. На концертную эстраду вышел пианист и что-то заиграл. А в зале сидит... один человек. Это композитор, автор звучащей с эстрады музыки. Пианист кончил играть. Он шумно аплодирует и кричит: «Автора! Автора!» Автор поднимается на эстраду. Они пожимают друг другу руки, радуются общему успеху, желают друг другу новых творческих удач...
А кругом удручающая тишина пустого зала...
Какая ужасная картина получилась, не правда ли? Не только смешная, но действительно ужасная! И нам совершенно ясно почему. Ведь музыка существует не для тех, кто её сочиняет и исполняет, хотя и для них, конечно, тоже. Если бы композитор и исполнитель занимались музыкой только для себя, это было бы так же невероятно, как если бы врач лечил всю жизнь только свои собственные болезни, а художник писал картины только для своей комнаты, всю жизнь перевешивая их с одной стены на другую.
Для того чтобы музыка стала настоящим, живым искусном, мало композитора и исполнителя — в один ряд с ними должен встать СЛУШАТЕЛЬ! И роль слушателя в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы привыкли думать.
1. Определите, к какому типу рассуждения относится текст: 1) рассуждение-доказательство, 2) рассуждение-объяснение или 3) рассуждение-размышление. Своё мнение обоснуйте.
2. Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы неискушённый в музыке читатель задумался над вопросами, поставленными в тексте?
Обратитесь к теме "Рассуждение".
Вернуться к содержанию учебника