Вернуться к содержанию учебника
Размышляем о прочитанном
1. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии "Мещанин во дворянстве" достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
Обнищание и паразитизм аристократии показаны на примере Доранта, который живёт за счёт Журдена и играет на его желании стать дворянином.
Тщеславие буржуазии изображено на примере г-на Журдена, который, будучи мещанином, стремится стать дворянином, ведёт себя напыщенно, высокомерно, словно он уже относится к высшему обществу, совершенно не понимая того, что принадлежность к дворянству - не внешний, а внутренний признак. Дворянин должен быть хорошо образован, воспитан, благороден, а г-н Журден данными качествами не обладает.
Размышляем о прочитанном
2. Какими приёмами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор? Покажите на примерах, как создаёт драматург человеческий характер. Чем можно объяснить поступки господина Журдена? Глуп ли он? В нормальном ли состоянии? Объясните мотивы поведения других персонажей по отношению к господину Журдену.
Приёмы сатирического изображения: сатира (при изображении Доранта, который, будучи дворянином, не обладает никаким истинными качествами представителя данного сословия); гипербола (при изображении г-на Журдена, его глупости); гротеск (посвящение в "мамамуши").
Человеческие характеры драматург создаёт через речь героев, их поведение, описание комических ситуаций, в которые они попадают.
Поступки г-на Журдена объясняются его безудержным желанием стать дворянином. Он очень хочет стать важным, иметь влияние и статус и получить их он готов любым путём. К тому же он, действительно, глуп, а потому его очень легко обвести вокруг пальца.
Мотивы поведения других персонажей объясняются их желанием заполучить богатства г-на Журдена.
Размышляем о прочитанном
3. В чём вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чём ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера?
Потерю Журденом здравого смысла легко можно увидеть в том, что он продолжает давать в долг деньги Доранту, который и так ему много должен, но ничего не возвращает. Он даже верит в то, что Дорант расскажет о нём королю.
Здравый смысл присущ поведению жены г-на Журдена. Она видит всё тщетность стремления Журдена стать дворянином, говорит о том, что Дорант лишь тянет из него деньги.
Размышляем о прочитанном
4. Стремление к знаниям всегда похвально. Но почему сцены уроков, которые дают господину Журдену, комичны? Каково отношение учителей к ученику? Понадобятся ли когда-нибудь господину Журдену полученные знания?
Сцены уроков комичны, потому что уроками они, по факту не являются, это пародия на уроки6 учителя ничему не учат г-на Журдена, и он сам не хочет ничему учиться, как положено. Он не хочет получать знания, считая их ненужными, знания важны ему только как "признак" высшего общества, но не сами по себе. Учителя не стремятся давать хорошие знания, видя глупость своего ученика, их задача - заработать.
Размышляем о прочитанном
5. Всегда ли господин Журден только смешон? Вызывает ли он иногда у вас сочувствие, может быть даже поддержку? Когда и в каких случаях?
Журден не всегда смешон, иногда он даже разумен. Например, когда старается разнять ссорящихся учителей.
Сочувствия г-н Журден у меня не вызывает, потому что он получает то, что заслуживает, сам позволяет себя обманывать.
Размышляем о прочитанном
6. Что вы можете сказать о молодых персонажах комедии (Люсиль, Клеонт, Николь, Ковьель)? Всегда ли вы на стороне этих героев комедии?
Молодые персонажи комедии неоднозначны. С одной стороны, они честны и искренни, например, Клеонт искренне любит дочь г-на Журдена. С другой стороны, они не прочь лгать и обманывать, ради собственной выгоды, например, чтобы убедить г-на Журдена выдать дочь за Клеонта.
Более других мне симпатичны Люсиль, поскольку она умная, воспитанная, честная, и Клеонт, потому что он ценит людей за их качества, а не за звания и деньги.
Николь мне не симпатична, поскольку она глупая, всё время смеется и не всегда порядочна.
Учимся читать выразительно
Работа в группе. Прочитайте комедию Мольера "Мещанин во дворянстве" полностью. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцен из комедии (по выбору). Как вы понимаете заглавие этой комедии? Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?
Заглавие комедии отсылает к главному герою, который, будучи мещанином, хочет заполучить дворянский титул, и настраивает на комический лад, поскольку становится ясно, что мещанин, который не обладает ни соответствующим образованием, ни воспитанием, никак не может соответствовать требованиям, предъявляемым к дворянам.
Замысел комедии связан с жизнью Франции второй половины XVII века, поскольку в это время, после многочисленных выступлений против абсолютизма, гражданской войны, в обществе появилось множество обедневших дворян, готовых любой ценой разбогатеть, а также мещан, которые страстно желали стать дворянами.
Опыт литературоведческого исследования
В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чём он нарушает правила классицизма, а в чём следует им? Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приёмы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игру со словами, например тарабарщину, "турецкую речь" и т. д.). Напишите сочинение-исследование "Каноны классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве"".
Каноны классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве
Пьеса Мольера "Мещанин во дворянстве" написана в соответствии с требованиями классицизма. Основные приметы классицизма в комедии писателя:
- триединство (единство времени, места, действия), действие происходит на протяжении одного дня в доме г-на Журдена;
- общественная проблематика;
- ясность изложения, точность выражения мыслей;
- чёткое построение произведения;
- воспевание разума и разумности (голос разума звучит из уст г-жи Журден);
- события предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя) действия, показанного через конфликты и в форме диалога;
- отрицательные герои, на фоне которых появляется положительный, обличающий их;
- драматург исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица, выражает себя в ремарках.
Однако, следуя канонам классицизма, Мольер, всё-таки, отступал от его правил, сочетая его каноны с приёмами народного фарса:
- одурачивание (Дорант обманывает и маркизу, и Журдена);
- подслушивание (Николь подслушивает разговор Журдена с Дорантом);
- переодевание (Ковьель переодевается);
- тарабарщина (Ковьель говорит с Журденом, якобы, на турецком языке, но на самом деле его речь - бессмыслица);
- просторечие (в речи героев много разговорных, просторечных, грубых слов).
По правилам народного фарса, Мольер высмеивает всех своих героев - и мещан, и дворян.
Кроме того, Мольер ввёл в комедию музыку, что являлось отступлением от канонов классицизма. В пьесе много песен и танцев.
Также нельзя считать полноценно положительным героем. разоблачающим отрицательных г-жу Журден, поскольку она, в конце пьесы, всё-таки соглашается участвовать в обмане.
Таким образом становится очевидно, что Мольер в своей комедии воспроизвёл многие каноны классицизма,но и отступил от них.
Проект
Работа в группе. Подготовьте театральную постановку нескольких сцен комедии на школьной сцене. Продумайте костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, танцевальные номера и другие элементы спектакля.
Вернуться к содержанию учебника