Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№497 учебника 2019-2022 (стр. 102):
Подготовьте доклад и выступите с ним на тему «Колокола моего города (села, храма и т.д.)». Вы можете описать колокол, его звучание, историю его создания (восстановления), назначение и т.д.
№497 учебника 2022-2024 (стр. 75):
Перепишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Частицы заключите в прямоугольник. Какие из них вносят дополнительный оттенок усиления, а какие служат для выражения отрицания?
В каком значении использовано слово роскошь* при образовании от него выделенного слова? Из каких произведений Н. Гоголя взяты эти предложения?
1. Всё уснуло в селе. Один только месяц всё так(же) блистательно и чудно1 плыл в (не)объятных просторах роскошного украинского неба и так(же) прекрасна была земля в дивном серебря(н, нн)ом блеске. 2. Первый, кто попался им навстречу, это был запорожец спавший на самой середине дороги раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него. 3. И какой же русский не любит быстрой езды?4 4. Небольшой вал и засека не хранимые решительно никем показывали страшную беспечность.
(Н. Гоголь)
№497 учебника 2011-2018 (стр. 197):
Прочитайте список изученных видов орфограмм на с. 206, проанализируйте его и скажите, какие из них относятся к правописанию гласных: а) в приставках; 6) в корнях; в) в суффиксах; г) в окончаниях.
№497 учебника 2019-2022 (стр. 102):
Колокола города Уфы.
В нашем городе до 1918 года около Богородской часовни по улице Колокольной (ныне - Харьковской) работал колокольно-литейный завод. Был он небольшим, но обеспечивал колоколами все храмы нашего края.
До революции 1917 года колокольный звон, раздававшийся из многочисленных православных церквей, был неизменным атрибутом Уфы. Звонили в праздник и в недобрый час. И вся повседневная жизнь русского человека строилась под церковный перезвон.
У каждого колокола своя судьба, свой век. 12 мая (по другим данным 16) 1816 года сгорела значительная часть Уфы. Пожар полыхал так мощно, что от сильного жара в Смоленском православном соборе растопились даже колокола.
По имеющимся сведениям, в Уфе больше всех колоколов (13) имел самый знаковый храм - Воскресенский кафедральный собор, который с 24 августа 1841 по 1932 год стоял на том месте, где сейчас располагается здание Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Между прочим, эта колокольня, построенная к тому же на горе, заметно возвышалась над другими городскими строениями и имела в отличие от большинства других храмов три яруса. На верхнем висели двенадцать колоколов. На среднем ярусе находился главный и самый большой из уфимских колоколов. Он весил 521 пуд (по другим данным - 500).
Большинство колоколов, установленных на Воскресенском соборе, ранее были на старинных церквях, но уже разобранных. Так, например, один (весом в 133 пуда) взят из бывшего Смоленского собора. Говорят, когда большевики-безбожники снимали самый большой колокол с Воскресенского собора для переплавки, он при падении даже не раскололся, как бывало в таких случаях, а только очень сильно врезался в землю.
В царской России государство почти не финансировало строительство церквей, их оснащение и содержание. Православные храмы возводились исключительно на добровольные пожертвования прихожан и купцов православного вероисповедания.
На личные средства уфимского мещанина Г.Н. Никитина приобретен колокол Симеоновской церкви, заложенной в 1902 году в Северной слободе в честь Святого Симеона, Верхотурского чудотворца. Колокол Ильинской церкви отлит в память о спасении Императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, которая произошла 17 октября 1888 года.
В нашем городе не было одинаковых колоколов. Каждый из них имел свой голос в зависимости от размера, формы, металла и даже рельефа на внешней его стороне, и поэтому был легко узнаваем верующими. Храмы Уфы имели разное количество колоколов: Воскресенский собор (улица Заки Валиди) - 13, Александровская церковь (улица Кирова, 1) - 10, Никольская (угол Пушкина и Аксакова), Симеоновская (улица Белякова) - по 9, Троицкая (на его месте установлен монумент Дружбы), Рождественско-Богородская (улица Кирова, ближе к Айской), Ильинская (улица Заки Валиди), Всехсвятская (в Архиерейской слободе) и Скорбященская (западнее Дворца молодежи Башкирского государственного аграрного университета) - по 8, Сергиевская (улица Бехтерева, 2, возле монумента Дружбы), Преображенская (на Сергиевском кладбище), Никольская (Вокзальная) - по 6, Иоанно-Предтеченская - 4.
№497 учебника 2022-2024 (стр. 75):
Всё уснуло в селе. Один только месяц всё так же блистательно и чудно плыл в необъятных просторах роскошного украинского неба, и так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. Первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой середине дороги, раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него. И какой же русский не любит быстрой езды? Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность.
Дополнительный оттенок усиления вносят частицы: же, и; для выражения отрицания служит частица не.
Слово роскошь употреблено в значении красота, высота, бесконечность, яркость, богатство всех его компонентов (месяц, звёзды, цвет и т. п.), вызывающих восхищение.
Чудно - [ч'у́дно] - 2 слога.
ч - [ч'] - согл., глух непарн., мягк. непарн.;
у - [у́] - гласн., ударн.;
д - [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.;
н - [н] - согл., сонорный, твёрд. парн.;
о - [а] - гласн., безуд.
5 б., 5 зв.
И какой же русский не любит быстрой езды? (Вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, распростр., не осложнено).
Предложения взяты из произведений "Тарас Бульба", "Вечера на хуторе близ Диканьки" ("Майская ночь, или утопленница"), "Мёртвые души".
№497 учебника 2011-2018 (стр. 197):
К правописанию гласных в приставках относятся следующие орфограммы:
К правописанию гласных в корнях относятся следующие орфограммы:
К правописанию гласных в суффиксах относятся следующие орфограммы:
В списке отсутствуют орфограммы на правописание гласных в окончаниях.
Вернуться к содержанию учебника