Вернуться к содержанию учебника
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Фонохрестоматия
С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"
2. О чём говорится в авторских ремарках? Почему они необходимы в пьесе?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Фонохрестоматия
С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"
3. Что вы узнали о судьбах Падчерицы и Солдата из их диалога?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Фонохрестоматия
С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"
4. Каково отношение Падчерицы и солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет Королеву? Как это передаёт в своём чтении актриса?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Солдат жалеет королеву, потому что у неё умерли родители, но и недоволен её капризами, считает, что её необходимо воспитывать.
Падчерица жалеет Королеву, потому что она круглая сирота, как и сама Падчерица. Сочувствие Падчерицы точно передаёт актриса, произнося её слова о Королеве сочувственно, мягко, протяжно и задумчиво.
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Фонохрестоматия
С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"
5. Как, по-вашему, выглядят братья-месяцы Декабрь и Январь? Помогли ли вам их "увидеть" актёры?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Именно благодаря актёрам, получается воссоздать образ братьев-месяце. по голосу Декабря понятно, что он пожилой, большой, сильный, спокойный, серьёзный. по голосу Января понятно, что это очень молодой месяц, худенький, подвижный, активный, задорный, весёлый.
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Фонохрестоматия
С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"
6. Прочитайте монолог братьев, передавая голосом различия в их характерах, возрасте?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Фонохрестоматия
С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"
7. Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами, то прозой?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Во-первых, это контрастно, следовательно будет привлекать внимание зрителей. Во-вторых, перед нами пьеса, которая ставится на сцене, поэтому чередование прозы и поэтических строк вносит разнообразии и не даёт зрителю заскучать. В-третьих, по речи можно узнать персонажа, часто сказочные герои говорят стихами, а реальные - прозой.
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Обогащаем свою речь
1. Прочитайте отрывок, помещённый в учебнике, или другие сцены из этой сказки; выберите группы "актёров", жюри и организуйте конкурсное чтение; дайте соревнующимся группам названия театров: МХАТ, Театр им. Моссовета, "Современник" и др.
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Обогащаем свою речь
2. Каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение?
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Королева капризная, самолюбивая, несдержанная, эмоциональная, раздражительная, совсем не думает о других людях, глупая, неграмотная, неуважительно относится к другим людям, перебивает, приказывает, не терпит возражений, но её нельзя назвать злой.
Приёмы: употребление восклицательных предложений (передаётся её эмоциональность, раздражительность); абсурд (Королева принимает решение о том, казнить или помиловать человека, не по его проступку, а по длине слова - какое слово короче, такое и напишет); короткие обрывочные фразы (так передаётся торопливость, нетерпение).
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Прочитайте, это интересно!
Известно, что поэт Александр Трифонович Твардовский был дружен с С. Я. Маршаком, прислушивался к его суждениям, внимательно знакомился с произведениями Маршака, посвящёнными детям. В одной из своих статей "О поэзии Маршака" он пишет: "Мировая литература знает много случаев, когда замечательные произведения, первоначально предназначенные не для детей, становились впоследствии любимыми детскими книгами, например "Дон Кихот", "Робинзон Крузо", "Путешествие Гулливера". Реже случаи, когда произведения, адресованные именно детскому читателю, становились сразу или позднее книгами, в равной степени интересными и для взрослых. Здесь в первую очередь надо назвать сказки Андерсена.
"Двенадцать месяцев" Маршака - один из таких случаев. По видимости непритязательная история, где судьба знакомой по многим сказкам трудолюбивой, и умной девочки-сироты, гонимой и травимой злой мачехой, сказочным образом перекрещивается с судьбой её ровесницы - своенравной, избалованной властью девочки-королевы, - вмещает в себя, как это часто бывает в настоящей поэзии, ненароком и такие моменты содержания, которых автор, может быть, и в уме не держал. Таким мотивом звучит в этой пьесе мотив власти, не ведающей себе пределов, положенных даже законами природы, и уверенной, как эта маленькая капризница на троне, что она может в случае надобности издавать свои законы природы..."
Согласны ли вы с этим суждением? Подготовьте рассуждение в ответ на вопрос, приводя цитаты из текста пьесы-сказки.
Стр. 108 учебника 2011-2018:
Я согласен с мнением Твардовского. Действительно, в пьесе идёт рассказ о непростой судьбе трудолюбивой девочки-сироты, которую тиранит её мачеха ("Тоже придумала - с утра! А если ты до вечера цветов не найдёшь?", "А ты пониже наклоняйся да получше гляди"), и чья судьба переплетается с судьбой её ровесницы-королевы, своенравной ("Терпеть не могу писать!", "Опять начертать!", "...к счастью, я вас не слушаю"), избалованной властью ("Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись", "Я люблю, когда со мной соглашаются"), готовой приказывать самой природе и менять её законы ("Я издам новый закон природы!").
Вернуться к содержанию учебника